Больше рецензий

Godefrua

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 октября 2015 г. 18:53

5K

5

Читать это невыносимо больно. Но нужно. Что бы понимать родовую муку рождения советского человека. Что бы понимать какие человеческие качества, ценности и привычки были выхолощены как ненужные и неуместные. Чтобы понимать цену достижениям советского народа. Чтобы понимать из чего выросли новые идеалы и сложилась сегодняшняя реальность.
Это про людей, которые не подошли для селекционного отбора по формированию нового человека. Про то как они умирали. Медленно, холодно, голодно и в тяжелых раздумьях.
Это про людей, которые могли бы подойти для отбора и про то как они умирали.
Это про людей которые убивали. Их скорее всего сожрет породившая их мать-революция, но это потом. Не в этой книге.
Это про детей, которые выживут в первобытных реалиях существования и станут материалом для селекции.
Это про животных, чьими обглоданными костями укрепится почва Крыма.
Это про землю, которая перестала рожать, потому что перенасытилась человечьей кровью. Кровью тех, кто ее возделывал. Землю, которая долго будет ждать заботливые руки.
Это про растения, которые своим природным устройством не вписывались в понимание новых человеческих потребностей. Которые бросали вызов богатством своих плодов. И поэтому вырубались. Что бы не было богатых.
Это про дома, конструкции и обустройство которых были разобраны, перетасованы, растащены. Про дома, которые не уберегли своих хозяев. Которые не стали крепостями. Которые потом будут раздаваться за заслуги новым человекам, прошедшим селекцию.
Это про вещи. Ношенные, тертые, со своей историей, и которые нашли новых хозяев по всему миру, оставив прежних голыми.
Это про камни, скалы, которые не хотели обрушиться и избавить от мучений участников, виновников и свидетелей тех событий, несмотря на их мольбы.

Не было такого? Все врут календари? Так как же ему быть, если написано мало, тихо, спрятано, если писать то и некому было. Не было событий? Или поделом простым обывателям не подходящим под признаки голодных пролетариев? Против тонн текстов благополучного становления новой власти - считанные единицы трудов отмирающих неугодной части населения. Мало их было, тех кто мог написать. Кто смог исторгнуть из себя ужас пережитого, а написать хорошо в литературном смысле и того меньше. Так бы и канули события в легкомысленной человеческой памяти. «Придет время, прочтут…» Не очень то читают. Проще не помнить. И не болеть памятью.

Ветка комментариев


Давненько я мечтал вернуть эту книгу читателям, а Вы написали рецензию, и как из рога изобилия появились читатели, давно желающие прочесть или новобранцы. Ужас. (Ужас - с ласковым и добрым смешком, без негативного смысла).


)) я тоже очень рада этому. А "Старый Валаам" читали у него? Я просто в восторге от Шмелева. Хочу полное собрание купить.


Не только читал, но даже сумел выудить из души рецензию - плоды юношеских переживаний, впечатлений (я сейчас раздам несколько прелестных, глянцевито-голубых открыток). Сия рецензия после написания обреталась где-то на альт. профиле, вместе с небольшими корректировками. Я не знаю, как пользоваться катом, поэтому дальше... вообще-то, как честный человек, я сперва должен был узнать, хотите ли Вы ознакомиться со старым текстом моих виршей, но так как в этот раз побеждает тёмная сторона силы, сиречь моё эгоистическое начало, то я просто-напросто, без излишних сантиментов, презентую Вам этот текст, даже не перечитывая его. Знакомьтесь, и не обессудьте:
Только с погружением в другой мир я могу сравнить прочтение «Старого Валаама» . В этом мире не бушуют неистовые страсти, не плетутся хитроумные интриги, нет драк и нет погонь, нет сложных переплетений человеческих отношений, но, тем не менее, этот мир манит к себе и зовёт, и в отличии от пафосного мира надуманных проблем, он по-настоящему живой, со своим сердцем и со своей душой.
Перед нами очень честное, даже немножко интимное, очень трепетное повествование и читать его нужно с подобающим трепетом. Когда человек выносит на всеобщий суд самое ценное, дорогое и важное для себя, желая дать людям шанс почувствовать тоже самое, он отдаёт людям частичку себя, частичку собственной души — и к этому нельзя подходить легкомысленно. Нельзя вбежать буйным ветром в комнату и, схватив грязными руками книгу,
бегать по ней глазами «лишь бы почитать чё нибудь» . Нет — так нельзя. Такой человек вместо погружения будет лишь плавать по поверхности, да так ничего и не поймет. Как лунная ночь зовет романтика, так однажды и эта книга поманит Вас к себе. Вот тогда-то и самое время для чтения.
Обманчиво прост сюжет «Старого Валаама» . Он представляет собой воспоминание Ивана Шмелёва о том как он будучи «студентом шатнувшимся от Церкви» отправляется с женой на Валаам, чтобы посетить Валаамский монастырь. И путешествие это повлияет на всю судьбу писателя. Это книга воспоминание, книга путешествие, книга поиск, книга открытие и книга гимн: много, много всякого отобразил автор, и обо всём с теплотой, с любовью и благодарностью.
Трудно и читателю не проникнуться любовью к Валааму, ибо смотря на него глазами автора ты и сам начинаешь тянуться туда. А как не влюбиться? Всё описано знаменитым «шмелевским» языком, когда автор рассказывая о природе даёт тебе важные детали, необходимые штрихи и всё это с сердечным восхищением, и тебе уж и ветер бьет в лицо, и запахи леса доносятся. «Живой» язык.
Придя из мира распространяющегося неверия, где великие мыслители рвутся вверх, а человечество летит вниз, мира прогнувшегося под тяжестью неразрешимых проблем
и вечных вопросов, сомневающийся студент Шмелёв попадает в мир простых, искренних и доброжелательных людей, чья непоколебимая вера и сила духа вознеслись над мелкой суетой будней и на долгие годы оставили след в сердце писателя. Людей отторгнувших свою волю и оказавшихся более счастливыми чем «независимые» люди за пределами монастыря. Людей честных и трудолюбивых, людей «особых» , воздвигнувших на камне, на пустом месте свою духовную твердыню. Твердыню, где царит любовь, а любое дело по благословению делается с радостью и охотой, где монахи не из страха и не слепо, а осознанно, с пониманием несут свой подвиг. Кроме значимых духовных истин, нашлось в книге место и национальной гордости. Ведь никто иной, а простой русский человек, своими руками воздвиг эту твердыню, и воздвиг не ради славы, не ради самого испытания, а во имя Божие .

«Что нам лениться? мы для Бога, мы уж на то пошли своей волей!» — слыхал я на Валааме часто. А там…

А как работают-то… до кровяного пота. Потому что — во имя Божие.




А по сему — это книга ещё и памятник, памятник ещё той, давно умершей России.
На многие вопросы нашёл ответы автор на Валааме. Может кто и из читателей найдёт их. Хотелось бы верить. Уж не знаю — убедил ли я Вас прочесть эту книгу? А можно ли кого-либо в чём-либо вообще убедить? Тогда спрошу ка лучше так: захотелось ли Вам прочесть эту книгу? В ней есть и шикарные описания природы, и сильная атмосфера, интересно описан быт монахов, раскрываются духовные вопросы и, в конце концов, это не выдумка — это часть нашей истории и реальные воспоминания другого человека. Заинтересовало ли Вас что-нибудь из этого списка? Если «да» , то мне остается надеяться что Вам она как и мне придется по душе и подарит много замечательных мгновений.


Спасибо большое! Сплошной трепет... У меня похожие впечатления. Только у меня не нашлось слов по прочтении. Вы молодец)
Я была в тех местах, но в монастырь не попала, о чем очень жалею.


Вы молодец)

Люди бают, что есть в современном искусстве такой метод, когда человек (себя не утруждая) пишет на холсте, что у него нарисовано на картине. Так вот, на моём холсте написано, что я смущен и, потупив очи, шаркаю ножкой. А ниже текст, где я пытаюсь убедить всех, что я ни капли не смущен и что ни на грош не польщён.


Сейчас на моем холсте тоже будет написано смущение)...


(Улыбаюсь) Плагиатом занимаетесь, барышня? Авторские права в искусстве нужно соблюдать.


Еще больше смущения на холсте...