Больше рецензий

Godefrua

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 октября 2015 г. 18:53

5K

5

Читать это невыносимо больно. Но нужно. Что бы понимать родовую муку рождения советского человека. Что бы понимать какие человеческие качества, ценности и привычки были выхолощены как ненужные и неуместные. Чтобы понимать цену достижениям советского народа. Чтобы понимать из чего выросли новые идеалы и сложилась сегодняшняя реальность.
Это про людей, которые не подошли для селекционного отбора по формированию нового человека. Про то как они умирали. Медленно, холодно, голодно и в тяжелых раздумьях.
Это про людей, которые могли бы подойти для отбора и про то как они умирали.
Это про людей которые убивали. Их скорее всего сожрет породившая их мать-революция, но это потом. Не в этой книге.
Это про детей, которые выживут в первобытных реалиях существования и станут материалом для селекции.
Это про животных, чьими обглоданными костями укрепится почва Крыма.
Это про землю, которая перестала рожать, потому что перенасытилась человечьей кровью. Кровью тех, кто ее возделывал. Землю, которая долго будет ждать заботливые руки.
Это про растения, которые своим природным устройством не вписывались в понимание новых человеческих потребностей. Которые бросали вызов богатством своих плодов. И поэтому вырубались. Что бы не было богатых.
Это про дома, конструкции и обустройство которых были разобраны, перетасованы, растащены. Про дома, которые не уберегли своих хозяев. Которые не стали крепостями. Которые потом будут раздаваться за заслуги новым человекам, прошедшим селекцию.
Это про вещи. Ношенные, тертые, со своей историей, и которые нашли новых хозяев по всему миру, оставив прежних голыми.
Это про камни, скалы, которые не хотели обрушиться и избавить от мучений участников, виновников и свидетелей тех событий, несмотря на их мольбы.

Не было такого? Все врут календари? Так как же ему быть, если написано мало, тихо, спрятано, если писать то и некому было. Не было событий? Или поделом простым обывателям не подходящим под признаки голодных пролетариев? Против тонн текстов благополучного становления новой власти - считанные единицы трудов отмирающих неугодной части населения. Мало их было, тех кто мог написать. Кто смог исторгнуть из себя ужас пережитого, а написать хорошо в литературном смысле и того меньше. Так бы и канули события в легкомысленной человеческой памяти. «Придет время, прочтут…» Не очень то читают. Проще не помнить. И не болеть памятью.

Комментарии


Рада вашему возвращению.) Особенно со Шмелёвым.


Благодарю!)


Молодец!


Скучала по Вашим рецензиям)
Книга у меня в самых ближайших планах, по игре. Вы очень кстати)


Спасибо! Если вы что-нибудь читали у автора, то читать будет сложнее. Потому что здесь крик души, надрыв, личное. Остальное же творчество у него скорее позитивно. И от этой разницы еще тяжелее. Но слог его прекрасен, даже в отчаянии...


Нет, это станет первым знакомством)


Пять лет назад пробовал взяться за эту книгу после того как прочитал «Самая страшная русская трагедия. Правда о Гражданской войне» Буровского (он упоминал в ней «Солнце мёртвых») — не получилось с самого начала, с самых первых строк.


Понимаю. А "Доктора Живаго" ты не читал случайно? Там те же темы, только там вроде как сага, история жизни. Здесь же впечатления непосредственно о событиях, реалиях тех дней.

Кстати, схема с захватом заложников о которой рассказывается в "Сынах красавицы Кубани", есть и здесь, и в "Живаго". Ну, и настроение такое же...


Рада, что вы вернулись )


Спасибо! Приятно)


Уговорили,читать не буду!


Давненько я мечтал вернуть эту книгу читателям, а Вы написали рецензию, и как из рога изобилия появились читатели, давно желающие прочесть или новобранцы. Ужас. (Ужас - с ласковым и добрым смешком, без негативного смысла).


)) я тоже очень рада этому. А "Старый Валаам" читали у него? Я просто в восторге от Шмелева. Хочу полное собрание купить.


Не только читал, но даже сумел выудить из души рецензию - плоды юношеских переживаний, впечатлений (я сейчас раздам несколько прелестных, глянцевито-голубых открыток). Сия рецензия после написания обреталась где-то на альт. профиле, вместе с небольшими корректировками. Я не знаю, как пользоваться катом, поэтому дальше... вообще-то, как честный человек, я сперва должен был узнать, хотите ли Вы ознакомиться со старым текстом моих виршей, но так как в этот раз побеждает тёмная сторона силы, сиречь моё эгоистическое начало, то я просто-напросто, без излишних сантиментов, презентую Вам этот текст, даже не перечитывая его. Знакомьтесь, и не обессудьте:
Только с погружением в другой мир я могу сравнить прочтение «Старого Валаама» . В этом мире не бушуют неистовые страсти, не плетутся хитроумные интриги, нет драк и нет погонь, нет сложных переплетений человеческих отношений, но, тем не менее, этот мир манит к себе и зовёт, и в отличии от пафосного мира надуманных проблем, он по-настоящему живой, со своим сердцем и со своей душой.
Перед нами очень честное, даже немножко интимное, очень трепетное повествование и читать его нужно с подобающим трепетом. Когда человек выносит на всеобщий суд самое ценное, дорогое и важное для себя, желая дать людям шанс почувствовать тоже самое, он отдаёт людям частичку себя, частичку собственной души — и к этому нельзя подходить легкомысленно. Нельзя вбежать буйным ветром в комнату и, схватив грязными руками книгу,
бегать по ней глазами «лишь бы почитать чё нибудь» . Нет — так нельзя. Такой человек вместо погружения будет лишь плавать по поверхности, да так ничего и не поймет. Как лунная ночь зовет романтика, так однажды и эта книга поманит Вас к себе. Вот тогда-то и самое время для чтения.
Обманчиво прост сюжет «Старого Валаама» . Он представляет собой воспоминание Ивана Шмелёва о том как он будучи «студентом шатнувшимся от Церкви» отправляется с женой на Валаам, чтобы посетить Валаамский монастырь. И путешествие это повлияет на всю судьбу писателя. Это книга воспоминание, книга путешествие, книга поиск, книга открытие и книга гимн: много, много всякого отобразил автор, и обо всём с теплотой, с любовью и благодарностью.
Трудно и читателю не проникнуться любовью к Валааму, ибо смотря на него глазами автора ты и сам начинаешь тянуться туда. А как не влюбиться? Всё описано знаменитым «шмелевским» языком, когда автор рассказывая о природе даёт тебе важные детали, необходимые штрихи и всё это с сердечным восхищением, и тебе уж и ветер бьет в лицо, и запахи леса доносятся. «Живой» язык.
Придя из мира распространяющегося неверия, где великие мыслители рвутся вверх, а человечество летит вниз, мира прогнувшегося под тяжестью неразрешимых проблем
и вечных вопросов, сомневающийся студент Шмелёв попадает в мир простых, искренних и доброжелательных людей, чья непоколебимая вера и сила духа вознеслись над мелкой суетой будней и на долгие годы оставили след в сердце писателя. Людей отторгнувших свою волю и оказавшихся более счастливыми чем «независимые» люди за пределами монастыря. Людей честных и трудолюбивых, людей «особых» , воздвигнувших на камне, на пустом месте свою духовную твердыню. Твердыню, где царит любовь, а любое дело по благословению делается с радостью и охотой, где монахи не из страха и не слепо, а осознанно, с пониманием несут свой подвиг. Кроме значимых духовных истин, нашлось в книге место и национальной гордости. Ведь никто иной, а простой русский человек, своими руками воздвиг эту твердыню, и воздвиг не ради славы, не ради самого испытания, а во имя Божие .

«Что нам лениться? мы для Бога, мы уж на то пошли своей волей!» — слыхал я на Валааме часто. А там…

А как работают-то… до кровяного пота. Потому что — во имя Божие.




А по сему — это книга ещё и памятник, памятник ещё той, давно умершей России.
На многие вопросы нашёл ответы автор на Валааме. Может кто и из читателей найдёт их. Хотелось бы верить. Уж не знаю — убедил ли я Вас прочесть эту книгу? А можно ли кого-либо в чём-либо вообще убедить? Тогда спрошу ка лучше так: захотелось ли Вам прочесть эту книгу? В ней есть и шикарные описания природы, и сильная атмосфера, интересно описан быт монахов, раскрываются духовные вопросы и, в конце концов, это не выдумка — это часть нашей истории и реальные воспоминания другого человека. Заинтересовало ли Вас что-нибудь из этого списка? Если «да» , то мне остается надеяться что Вам она как и мне придется по душе и подарит много замечательных мгновений.


Спасибо большое! Сплошной трепет... У меня похожие впечатления. Только у меня не нашлось слов по прочтении. Вы молодец)
Я была в тех местах, но в монастырь не попала, о чем очень жалею.


Вы молодец)

Люди бают, что есть в современном искусстве такой метод, когда человек (себя не утруждая) пишет на холсте, что у него нарисовано на картине. Так вот, на моём холсте написано, что я смущен и, потупив очи, шаркаю ножкой. А ниже текст, где я пытаюсь убедить всех, что я ни капли не смущен и что ни на грош не польщён.


Сейчас на моем холсте тоже будет написано смущение)...


(Улыбаюсь) Плагиатом занимаетесь, барышня? Авторские права в искусстве нужно соблюдать.


Еще больше смущения на холсте...


Что бы понимать родовую муку рождения советского человека.

Думается, что эти фантомные боли продолжаются и по сей день.

Это про людей которые убивали. Их скорее всего сожрет породившая их мать-революция, но это потом. Не в этой книге.

В какой ?

Книга и правда тяжёлая но..прекрасная. Страшная красота.
Прав был Томас Манн, когда сказал об этой книге : Читайте, если у вас хватит смелости".


В какой? Хороший вопрос. Сужу по биографиям людей, принимавших активное участие и плохо кончивших. Много же и их потом полегло... От своих же. Но я такое не могу читать, поэтому ответить на ваш вопрос не могу.


Верно написано. Тяжёлая книга, не оставит равнодушных. Спасибо !


страдательный за российский народ очень радовался ,что немцы под Москвой и молился,чтобы уничтожили российскую армию до последнего бойца,после этого читать страдальца не хочу,переживал он не за Россию,а за то,что отняли у него после революции,очередной власовец,так же убивал нас


ничего-то вы не поняли... в моем советском детстве в хождении у учителей была фраза "смотрит в книгу- видит фигу".
каким образом позиция Шмелева в 1941г. перечеркивает правду о событиях 1920-21гг в Крыму?
ваши домыслы и вымыслы про переживания Шмелева об утраченном добре являются всего лишь вашими предположениями и к автору не имеют никакого отношения, и больше, как о человеке говорят о вас.
и еще... вы вообще в курсе, сколько советских людей мечтали о приходе немцев, встречали немцев хлебом-солью и радовались освобождению от большевистского рая.


сколько советских людей мечтали о приходе немцев, встречали немцев хлебом-солью и радовались освобождению от большевистского рая.

Это были не Советские люди, а мерзавцы которым нравилось рабство...


это ваше личное эмоциональное восприятие тех событий -это раз.
два - кто интересно наделил вас правом выносить приговор и вещать о том, чего хотели или не хотели люди 80 лет назад? вам то откуда знать, что им нравилось или не нравилось? хотелось бы услышать ответ...
и три- людям того времени не нравилось советское рабство, когда тебя на аркане тащат в неведомое светлое будущее, в настоящем, выпуская тебе кишки, и ты вынужден делать страшный выбор, ненавидя немцев воспринимать все же их, как меньшее зло и считать освободителями от большевистского ига.


кто интересно наделил вас правом выносить приговор и вещать о том, чего хотели или не хотели люди 80 лет назад

Книги, уважаемый читатель, книги.
Посредством чтения дореволюционной литературы я знаю, что большинство жителей Российской империи были рабами, и даже дети с 8-10 лет зарабатывали на жизнь проституцией.
Вы можете это узнать из таких книг:
- Труды Первого Всероссийского съезда по борьбе с торгом женщинами и его причинами. Том 1
Александр Матюшенский - Половой рынок и половые отношения
А. И. Шингарев - Вымирающая деревня. Опыт санитарно-экономического исследования двух селений Воронежского уезда. Статистико-социологические исследования в дореволюционной России
Д. А. Соколов, В.И. Гребенщиков - Смертность в России и борьба с ней
Георгий Яковлевич Виллиам - Хитровский альбом
Лев Толстой - Рабство нашего времени
Моисей Слуцкий - В скорбные дни. Кишинёвский погром 1903 года
Александр Саввич Панкратов - Без хлеба : Очерки рус. бедствия : (Голод 1898 и 1911-12 гг.)
Лев Толстой - Голод
Екатерина Боголепова - Дети Хитрова рынка
И. В. Синова - Дети в городском российском социуме во второй половине XIX -начале XX в.
И.М. Радецкий - Мученики темного царства.
Я мог бы привести еще пару сотен названий дореволюционной литературы о рабстве большинства жителей Российской империи. После революции эксплуатация человека человеком закончилась. Люди перестали продавать друг друга. А кто не захотел подстраиваться под жизнь без рабства поехал валить экологически чистый лес.
Если вы изучите весь пласт литературы о Великой Отечественной, то вы поймете, что большинство народа не захотело опять идти в рабство.
Оправдывать людей, которые хотят быть рабами это пресмыкаться перед предателями и его хозяевами.
Это мое право, право человека у которого часть родственников погибло в блокадном Ленинграде, а прадед умер в атаке с партбилетом в кармане.
Только на моей Родине, у Ленинграда, известны и задокументированны 14 случаев, сродни подвигу А. Матросова, что-то я не помню чтобы так защищали Родину во время царствования Николая...
Когда вы прочтете хоть малую часть того, что прочел я, то станете хоть чуточку умнее человека оправдывающего Власова и других подонков от истории.


Боже мой, какой незамутненный разум, ни разу не доставивший себе труда почитать другую литературу (не буду хвастаться, что и сколько читала я, не ясельки здесь все таки, и мы не на горшке), не только о проблемах государства, но и о ее победах и достижениях, а потом уже подумать и сопоставить. Не знаю сколько вам лет, но по вашим речам и наивному восприятию дореволюционной жизни, исключительно в черном цвете, а советской действительности, как исключительно белое, становится ясен ваш психологический типаж и юный возраст, когда человека одолевает проблема социальной справедливости, утопические идеалы, и непримиримость к иной точке зрения. Потому как в зрелом возрасте, когда юношеский максимализм уступает место, не надо высоких слов, простому знанию жизни, человек не может быть столь категоричен в своих суждениях.
Вы можете эмоционировать сколько угодно вашей душе, ваши эмоции для меня пустое, есть факты и только факты, и даже большевики сравнивали свои достижения с 1913г, а не истерили по поводу собранного зерна и произведенного чугуна на душу населения. За сим откланиваюсь, как оппонент вы мне неинтересны.


Не обращайте внимания на сего "Интернет-Матросова" :) Это копипаста с сайта Гоблина, камрад ее всем тут героически приносит в ротике, как рвоту, и размазывает тонким слоем. Разумеется, никакого рабства в тогда свободной России не было: крепостное право отменено еще в 1861 г., Октябрьский переворот имел место в 1917-м, т.е. прошло 56 лет.  


Уважаемый читатель, рабство это эксплуатация человека человеком.
Рабство - это когда десятилетний ребенок в поисках еды занимается проституцией, ибо превращается в вещь, которую покупают для развлечения люди, у которых есть деньги.
Рабство - это когда тебя нанимают на работу, а прибыль идет не тебе в карман в виде бесплатного жилья хоть даже в коммуналке, а идет хозяину, а ты как большинство жителей царской России живешь в углу комнаты. В углу! Ибо народ в большинстве своем снимал Углы в комнате!
Рабство - это когда мать калечит своего ребенка, чтобы он собирал милостыню.
Рабство - это когда мать продает своего ребенка!
Вам нравится жить в рабстве, вам нравится когда ваш ребенок может стать проституткой. Вы и сами каждый день продаетесь своему начальнику. Но не тяните других в это рабство, уважаемый.


Вы таки большой романтик, Баковский :) Вам надо миниатюры в прозе писать, в стиле А. Горького. Только народолюбивый Максимыч жил на Капри, а вы где-то в Москве, видимо, не в самом хорошем районе. Бросайте уже свое пропагандонство, займитесь литературой. Возможно, тоже будете жить на взморье. Так победимЪ! :))) 


Вы таки большой романтик, Баковский

Вам нравится жить при эксплуатации человека человеком, вы это признаете, нравится когда дети продаются в виде вещей. Вам нечем возразить на эти факты продажи и покупки, о которых рассказывается в дореволюционной литературе, список которой я привел. Вам остается только сжимать кулаки от раздражения и переходить на личность.
Вы бесистесь и значит я на правильном пути!
Кстати, даже я не знаю, что означает мой ник.
Его избрала роботизированная система регистрации.


ясно), спасибо, я так и поняла, сей персонаж, который уверяет, что ооочень много всего прочитал, но при этом не способен сопоставить таких простых и общеизвестных вещей, и выдает "на гора" лишь эмоции и истерики, не вызывает ничего, кроме горькой усмешки. И рука не поднимается написать: "факты в студию, плииз, дорогой товарищ, сколько детей продано в рабство в период 1900-1910гг, сколько женщин продано, да из какого источника..." Он даже не понимает вашей легкой и доброй иронии, в общем, фанатик, не интересен, меня лозунгами и криками не убедишь, у меня советская закалка). вот если такому сказать, что первый бесплатный детсад открылся в России в 1866г, а к1917 их было уже около 280, платные для имущих и бесплатные для детей из бедных семей и сирот, он же не поверит, так о чем с ним разговаривать...