Больше рецензий

Anais-Anais

Эксперт

ни разу не эксперт

29 сентября 2015 г. 17:01

993

4

«Есть упоение в бою,
И бездны мрачной на краю»
А.С. Пушкин

«Занавес – это когда еще ничего нет. Еще до начала. Темно, тихо и гулкое эхо в зале. А потом... потом "занавес!" – и вспыхивает свет, появляются люди, звучит слово...» Г.Л. Олди


Поднимается занавес, открывается книга, и ты надолго выпадаешь из своей привычной реальности, оказываясь совершенно в ином мире. Или это мир Книги, уже давно (не)существующий, самовольно прорывается сквозь занавес и захватывает так сильно, что только и можешь кружиться в вихре, безжалостно швыряющем по лабиринту миров и историй до тех пор, пока, наконец, не очнешься совершенно без сил, глядя на обложку «Бездны…» расфокусированным взглядом.

Проходит время, а ты всё сидишь и сидишь за столом, и книга уже не лежит спокойно в руках, а сидит напротив тебя и внимательно вглядывается в твои глаза… Стоп! Что за наваждение такое? Ты говоришь: «Книга не должна сидеть за столом…». Но оказывается, что это говоришь не ты, слова - всего лишь отражение, отсвет, воспоминание о прочитанном. Или пережитом? Теперь так просто и не ответишь. Сложно, безумно сложно написать что-то однозначное о книге.

Лишь одно могу сказать точно - этот цикл романов и повестей (хоть и относится к жанру фэнтези) не из тех книг, которые стоит брать почитать для отдыха и расслабления, ни одна из частей не «навеет человечеству сон золотой». «Бездна…» восхищает, утомляет, будоражит, притягивает, обманывает, тревожит, пугает, раздражает, бесит, но все равно не отпускает.
Это книга о бесконечно сложном, опасном и выматывающем существовании на грани. На грани между чувством и долгом, дружбой и враждой, природой и цивилизацией, безумием и мудростью, жизнью и смертью. Каждый из героев, какова бы ни была его сущность: человеческая, сверхчеловеческая или нечеловеческая – проходит по этой тонкой грани, которая острее самого острого лезвия бритвы. Проходит по-разному и приходит к разному, но никого не минует встреча с Бездной.

Бездна. Она везде: вокруг нас, внутри нас и особенно – внутри тебя.
Каким бы ни был и по каким бы законам ни существовал «родной» для персонажа мир, голодные хищные жадные глаза не прекращают своей слежки. И стоит появиться малейшей трещинке, тёмная «сущность, не получившая существования», будет отчаянно стремиться такое существование получить. И начнется неспокойное время.

Герои появляются в неспокойное время

Герои у Олди – это не безупречные «рыцари без страха и упрёка» Они могут быть слабыми и неуверенными, нарушающими законы и презираемыми, разочарованными и ошибающимися. В общем, такими же, как и негерои. Пожалуй, лишь одно качество для Героя обязательно – стремление понять, принять и осуществить свою Судьбу и сделать такой Выбор, чтобы не дать шанса осуществиться Бездне. При этом в историях Олди нет привычного фатализма, Судьба никогда не свершается вопреки воле Героя. Читая «Бездну…», я не раз вспоминала роман Павла Крусанова «Бом-бом»:

«…судьба даёт человеку право выбора, включая право на отказ от права быть ею выбранным, но не позволяет ему в этом театре самому стать режиссёром. Одновременно самой себе она может позволить всё – она агрессивна, безответственна, беспринципна и разнузданна. Имей она как сущность человеческое воплощение, так что с ней можно было бы говорить на языке медицины и юриспруденции, её наверняка упекли бы в психушку.»

Удел «выбранных судьбой» и принявших выбор героев Олди – необходимость следовать Пути, не понимая до конца, к чему он приведет, и не зная, истинный ли это путь. Порой следование Пути так мучительно, что похоже на ад:

«Душа терзается исключительно неопределенностью. Когда причина не влечет за собой положенного следствия, когда результаты поступка непредсказуемы, когда время врет, пространство издевается, когда рай становится адом и наоборот…»

Проходя адски тяжелый Путь, невозможно оставаться ни в чем невиновным и столь же чистым, как в начале своего пути. И это тоже цена, которую придется заплатить. Снова по какому-то закону переплетения сюжетов и идей для описания героев Олди приходят в голову слова Крусанова:

«Найдя достойного «партнёра», судьба благодарит его своей наивысшей благодарностью: вместо биографии она дарует человеку предание, которое зачастую включает в свою структуру, помимо подвига и величия, далеко не самую комфортную/безмятежную жизнь и не самую лёгкую/быструю смерть.»

В мирах Олди не только нет черного и белого, но часто то, что кажется чем-то одним в каком-то из миров-пространств-времен, оборачивается совсем другим в другом мире. Не раз и не два придется менять угля зрения и отказываться от сложившихся представлений.

«Впервые я подумал не о героях мифов – несокрушимых и отважных – а о сотнях несчастных врагов, попадающихся им под руку. И о том, что любой герой – безумен.»

Читать цикл было непросто, в какие-то моменты казалось, что надо постоянно останавливаться, чтобы нарисовать какую-то «карту миров», пространственно-временную схему развития событий, «привязать» героев и их истории к каким-то осям координат, но бурная река повествования уносила дальше, не давая задерживаться. И сейчас я об этом нисколько не жалею.
Цикл «Бездна…» - не одномерный паззл, где у каждого элемента есть свой цвет и только одно строго отведенное ему место на плоскости, а некий волшебный многогранный кристалл, грани которого меняют цвет в зависимости от освещения и пересекаются друг с другом десятками плоскостей.

Прочитанная «залпом» «Бездна…» оставила цельное и мощное впечатление, которое совершенно не хочется портить придирчивым анализом. Возможно, все дело в языке авторов и в стиле написания книги – динамизм, размеренность, простота и усложненность в разных частях сменяют друг друга, остается неизменным только общее впечатление напряженности натянутой струны и поэтического пафоса. И это тот редкий случай, когда можно говорить о пафосе в положительном значении этого слова.

Но лучше прочитать самим, чем верить мне на слово. Потому что:

«Возможно, все было именно так. Или иначе. Или не было вообще.»

Благодарю Общество здорового образа жизни имени Буковски .
Deny , Wender , Meredith , нас не пугают никакие бездны, ведь правда?

Ветка комментариев


Понимаю, не хочешь раскрывать тайну методики выбора...)


"— Между нами говоря, мне кажется, что мистер Холмс еще не совсем выздоровел после болезни. Он ведет себя очень странно. Я бы сказал, он немного не в себе.
— Думаю, что не стоит беспокоиться, — заметил я. — Я не раз убеждался, что в его безумии есть метод.
— Скорее в его методе есть безумие, — пробормотал инспектор" :)