Больше рецензий

Vella

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

30 марта 2010 г. 13:13

10K

2

В очередной раз убеждаюсь, что современная российская проза мне решительно чужда! *протерла монокль и поправила парик*… Или я разбираюсь в ней настолько плохо, что с завидным постоянством вляпываюсь… ой, то есть попадаю на совершенно непотребные книги. – Например, на такие как эта.

О Пелевине слышала много хороших отзывов. Дай, думаю, почитаю… Взяла. Почитала. Думаю с тех пор с трудом.
Меня, как человека, который никогда не употреблял ни наркотических, ни психотропных препаратов, от идеи поедания мухоморов и всасывания кокаиновых дорожек через свернутый доллар совершенно не прет. Однако на середине книги возникло оправданное подозрение, будто меня насильно пичкают грибочками, припорошенными белым порошком… - То ли затем, чтобы я, наконец, благополучно достигла Дзэна; то ли затем, чтобы сама взялась за cочинительство «гениальных» рекламных слоганов; то ли затем, чтобы побыстрее отдала Богу душу, завещая недочитанный «блогбастер» более продвинутым потомкам…

Люди, может, я не понимаю чего? Может, это такой тонкий, завуалированный стеб над действительностью, рассказанный с серьезным умным лицом образованным дядькой? – Только лицо что-то подозрительно серьезное, так что и не поймешь – шутит человек, правду глаголет или сам чего обкурился накануне.

Как очевидно из всего выше сказанного, меня совсем не вштырило. В книге излагается краткая история восхождения на телевизионный Олимп талантливого креатора Вавилена Татарского. Чтобы как-то простимулировать свои мозги на подходе к великим свершениями (как то – придумывание бессмертных видео-роликов), он прибегает ко всякого рода воздействиям на подсознание – начиная от безобидного (на фоне всего остального) алкоголя и заканчивая планшеткой для вызывания духов (и причем тут Че Гевара?!). В итоге осеняющие Вавилена идеи оказываются настолько хороши – что просто язык не поворачивается их пересказывать… А пока я прихожу в себя, можете лично ознакомиться с миром антиутопичной утопии извне – книга до сих пор фигурирует в продаже как пособие для начинающих ПИАРастов. Или кто-то называет подобное «художественной литературой», ась?..

Ветка комментариев


Пелевин − это, конечно, современная русская литература, но современная русская литература − это не Пелевин. Есть целая плеяда имён (см. выше), которые в большей мере представляют русскую литературу, нежели Виктор Олегович. Он хоть и яркая звезда в мире слова сегодня, но как скоро она погаснет − вопрос времени. Хотя есть, конечно, надежда, что вот соберётся… да как напишет!.. то, что будет достойно остаться в веках. Потенциал-то есть. А вот силёнок пока (или уже?) маловато.

И, да, знакомиться с творчеством Пелевина по „Поколению“ − не лучший выбор. Поскольку это далеко не из лучших его произведений. Советую попробовать на вкус „Чапаева и Пустоту“ − не гениальный роман, конечно, но в ряду пелевинских работ заметно выделяется. Не решитесь браться за крупную форму − возьмитесь за меньшие, у него есть замечательные повести, как, например, „Затворник и Шестипалый“ и многими восхваляемая „Жёлтая стрела“.

И только тогда можно будет делать какие-то выводы о том, что это за явление такое − пелевинская проза, и насколько она вам близка.

Не забываем всё же, что это постмодернизм и всё такое, а следовательно, и оценивать следует его по меркам постмодернизма, а для этого надо сделать путешествие во времени на одно-два столетия вперёд − просто потому что вопросы вроде „причём тут Че Гевара?“ были бы уместны в отношении литературы 19-начала 20 века (и то, уже тогда был на подходе гигант „Улисс“), но никак не 21-го.


Я бы ещё отметил "Жизнь насекомых".


Если автор не оставил пометки " начинать знакомство с моей прозой нужно с _______книги", то начинать можно с любой, ибо остальные домыслы - это лишь дело вкуса. Вы считаете, что непременно с "Чапаева", другой - неприменно с "Поколения", иначе выводы делать нельзя. А выводы делать можно уже по одной прочитанной книге, не обязательно читать и давиться всю серию, если не понравилось, значит Пелевинская проза уже не понравилась.