Больше рецензий

Vella

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

30 марта 2010 г. 13:13

10K

2

В очередной раз убеждаюсь, что современная российская проза мне решительно чужда! *протерла монокль и поправила парик*… Или я разбираюсь в ней настолько плохо, что с завидным постоянством вляпываюсь… ой, то есть попадаю на совершенно непотребные книги. – Например, на такие как эта.

О Пелевине слышала много хороших отзывов. Дай, думаю, почитаю… Взяла. Почитала. Думаю с тех пор с трудом.
Меня, как человека, который никогда не употреблял ни наркотических, ни психотропных препаратов, от идеи поедания мухоморов и всасывания кокаиновых дорожек через свернутый доллар совершенно не прет. Однако на середине книги возникло оправданное подозрение, будто меня насильно пичкают грибочками, припорошенными белым порошком… - То ли затем, чтобы я, наконец, благополучно достигла Дзэна; то ли затем, чтобы сама взялась за cочинительство «гениальных» рекламных слоганов; то ли затем, чтобы побыстрее отдала Богу душу, завещая недочитанный «блогбастер» более продвинутым потомкам…

Люди, может, я не понимаю чего? Может, это такой тонкий, завуалированный стеб над действительностью, рассказанный с серьезным умным лицом образованным дядькой? – Только лицо что-то подозрительно серьезное, так что и не поймешь – шутит человек, правду глаголет или сам чего обкурился накануне.

Как очевидно из всего выше сказанного, меня совсем не вштырило. В книге излагается краткая история восхождения на телевизионный Олимп талантливого креатора Вавилена Татарского. Чтобы как-то простимулировать свои мозги на подходе к великим свершениями (как то – придумывание бессмертных видео-роликов), он прибегает ко всякого рода воздействиям на подсознание – начиная от безобидного (на фоне всего остального) алкоголя и заканчивая планшеткой для вызывания духов (и причем тут Че Гевара?!). В итоге осеняющие Вавилена идеи оказываются настолько хороши – что просто язык не поворачивается их пересказывать… А пока я прихожу в себя, можете лично ознакомиться с миром антиутопичной утопии извне – книга до сих пор фигурирует в продаже как пособие для начинающих ПИАРастов. Или кто-то называет подобное «художественной литературой», ась?..

1 2

Комментарии


Ну, ладно, вы просто не поняли книгу, бывает.


Ага!(((


Книга действительно на половину стеб. Ибо как еще воспринимать окружающую нас реальность трезвомыслящему, здоровому. образованому человеку?
Но кроме того эта книга еще и ларец, инкрустированый дорогими камнями, дорогими металлами, который сплетены в яркие, затейливые узоры. Как по вашему - что есть наша жизнь? Наша жизнь - есть чреда событий. И одни события - это всего лишь общий фон, бэкграунд так сказать, а другие - это меин граунд. Сиречь первый план. И как ни странно, но некоторые события просто не могут происходить на рэндомно - выбраном бэкграунде. А некоторые нельзя показывать на правдивом фоне, иначе они могут просто напросто стать таким же бекграундом, слиться с ним.
И вообще, книги Пелевина это не ответы, и не рассказы. Это Вопросы.
И как сказал один поэт, на некоторые вопросы совершенно не нужно искать ответа. Ибо уже сам факт того, что это вопрос задан чрезвычайно важен.


То, что в книге присутствует изрядная доля иронии вполне, по-моему, закономерно. К обилию различного рода наркотических препаратов на страницах романа можно относиться по-разному, вопрос в подготовленноти читателя. Нельзя все воспринимать буквально, это же не призыв поступать так же. Произведение очень глубокое, поднимает самые актуальные проблемы действительности. Нельзя ожидать от постмодернистического произведения правдивого изображения действительности, в этом их прелесть и одновременно сложность. Их нельзя воспринимать так же, как реалистические.


С мнением не согласна, я скорее солидарна с комментариями выше.
Но рецензия хороша.


А я как бы... терпеть не могу Пелевина. Ну не сложилось у нас с ним.
И подписываюсь под рецензией, да =)

Но не вся современная литература таковая. Поверьте, есть несколько авторов, которые действительно достойны.


Можно имена?


Михаил Шишкин очень хорош, я от него в восторге.
Женская троица, всем известная: Рубина, Петрушевская, Улицкая.
Еще очень ценю и люблю Александру Свиридову.


ОК. Т.е. Вы имели ввиду русскую лит-ру, женскую. Спасибо.


Только Михаила Шишкина к женской литературе не пречисляйте =)


"Письмовник" -- очень мужская вещь, да(:


Ещё очень яркий персонаж в женской прозе − Татьяна Толстая. Особенно хороши рассказы. А „Кысь“ − уже как карта ляжет.

Да, туда же отнесём и Славникову.

Шишкин действительно прекрасен. Вы „Письмовник“ читали?

Заговаривая о нём и о текущей литературе, нельзя не припомнить Битова.

В современной прозе Саша Соколов, пожалуй, самое выдающееся явление. Хотя его к современной литературе можно относить лишь условно, поскольку с 85-го года он не издал ничего нового. Но его произведения удивительны.

Что там ещё есть в мире русской литературы конца двадцатого-начала двадцать первого… конечно, классики, как, скажем, Астафьев, Распутин, Искандер.

Можно попробовать Колядину с её нашумевшим совсем недавно „Цветочным крестом“. Своеобразно. Очень. Находятся люди, которые говорят о ней как о новом дыхании русской литературы.

И напоследок, просто бессвязный ряд имён тех, кто заслуживает внимания в современном литературном процессе: Екимов (как продолжатель писателей-„деревенщиков“), Галковский (если Розанова читали − тогда „Бесконечный тупик“ просто показан), Иличевский, Лимонов, Липскеров, Маканин, Слаповский. С натяжкой к ним добавим и Довлатова с Лимоновым.

smereka , этих имён достаточно?


Читал Шишкина. Смотрел в театре легендарный "Письмовник".
Читал Рубину, Улицкую. Но, мало того что это мейнстрим -- хрен бы с ним. Достоевский -- так-то тоже попс. Но, это ещё и не литература. За читателя там всё прожевали, и в ротик на ложечке положили. Сравнение постмодернистского Пелевина с вышеобозначенными авторами посему считаю некорректным.


Мнения не разделил, а так -- очень даже хорошая рецензия.


Пелевин − это, конечно, современная русская литература, но современная русская литература − это не Пелевин. Есть целая плеяда имён (см. выше), которые в большей мере представляют русскую литературу, нежели Виктор Олегович. Он хоть и яркая звезда в мире слова сегодня, но как скоро она погаснет − вопрос времени. Хотя есть, конечно, надежда, что вот соберётся… да как напишет!.. то, что будет достойно остаться в веках. Потенциал-то есть. А вот силёнок пока (или уже?) маловато.

И, да, знакомиться с творчеством Пелевина по „Поколению“ − не лучший выбор. Поскольку это далеко не из лучших его произведений. Советую попробовать на вкус „Чапаева и Пустоту“ − не гениальный роман, конечно, но в ряду пелевинских работ заметно выделяется. Не решитесь браться за крупную форму − возьмитесь за меньшие, у него есть замечательные повести, как, например, „Затворник и Шестипалый“ и многими восхваляемая „Жёлтая стрела“.

И только тогда можно будет делать какие-то выводы о том, что это за явление такое − пелевинская проза, и насколько она вам близка.

Не забываем всё же, что это постмодернизм и всё такое, а следовательно, и оценивать следует его по меркам постмодернизма, а для этого надо сделать путешествие во времени на одно-два столетия вперёд − просто потому что вопросы вроде „причём тут Че Гевара?“ были бы уместны в отношении литературы 19-начала 20 века (и то, уже тогда был на подходе гигант „Улисс“), но никак не 21-го.


Я бы ещё отметил "Жизнь насекомых".


Если автор не оставил пометки " начинать знакомство с моей прозой нужно с _______книги", то начинать можно с любой, ибо остальные домыслы - это лишь дело вкуса. Вы считаете, что непременно с "Чапаева", другой - неприменно с "Поколения", иначе выводы делать нельзя. А выводы делать можно уже по одной прочитанной книге, не обязательно читать и давиться всю серию, если не понравилось, значит Пелевинская проза уже не понравилась.


Книга ,как раз не о постепенном восхождении талантливого индивидуума,а о стремительном падении целого общества((((


У меня изначально Пелевин с его "Чапаевым" тоже не гладко прошел, но что-то заставило меня снова к нему вернуться спустя пару месяцев. Сейчас Поколение Пи взахлеб читаю и радуюсь. Им просто надо попытаться проникнуться, не ища подтекстов и смыслов, и если оно не идет таким образом - значит просто не ваше :)
Просто Пелевин - уникум, таких, как он, больше нет. Его даже сравнить не с кем. А вот этих женских писателек даже по тройкам объединяют. В общем, дело вкуса.

1 2