Больше рецензий

16 сентября 2015 г. 20:56

438

4

- Отчего теща померла?
- Грбами отравилась.
- А что это она вся в синяках?
- Дак есть не хотела.

Н-да. Страшновастенькая история. И главное - такая обыденная-обыденная. Какой там Кинг, я вас умоляю. Ну подумаешь, одного придушили (отравили), да и то - вы видели? вы знаете? - вот и не было ничего. Сам помер. Потому что нечего... Видали - свои сто тыщ хотел из дела изъять. Чтоб все дело прахом пошло. Дело, которое много лет, копейка к копейке, поддерживали, развивали, приумножали. Зачем, говорите? Ну... так дети же. Им всё.
Дети. Один кривой, вторая - своенравная, гулена. Хитрая, бестия. Третий на дуре женился, потомства нормального не дождешься. Был, правда, ребеночек здоровенький от горничной. Да извели. И мамашу его тоже.
Кривенький-то женат на красотке Людмиле. Любит ее так, что дышать при ней боится. Зато дядька его ничего не стесняется. Развлекается с Людмилкой, да над племянником подшучивает, а то и поколотит.
Сын у дядюшки где-то в Питере обнаружился. Признать его дядька хочет. (Это еще один наследничек, откуда они только берутся).
И решает судьбы близких-дальних-родных-и не очень глава семейства Васса Железнова. Глава - потому что супруг ее давно болен, при смерти, а по ходу пьесы так и помер.
И вот надо решать вопрос с наследством. А все только и ждут получить свою долю да и бежать без оглядки из этого дома, где все для них наживалось. Копейка к копеечке складывались.
Финал раскрывать не буду, и так достаточно спойлеров. Да и без того ясно, что никого в этой истории не ждет ничего хорошего.

Пьеса, как собрание портретов, шикарна. Как сказал К.Чуковский, у Горького такие портреты, что Гончарову хватило бы на двенадцать томов раскрывать образ каждого. А у Горького получается несколькими словами - штришками создать невероятную глубину и объем картины.
Пьеса на первый взгляд достаточно проста. Но попробуйте, расскажите в двух словах: о чем она? (Так и просится вопрос: что хотел сказать автор?)
Неужели пьеса - только о вырождении рода Железновых? Или основная мысль - собственность? Что в погоне за деньгами теряется человеческое лицо? И нет в этой борьбе за наследство родственников. Есть только враги и соперники. А центр зла - ну да, она самая. Васса Железнова. Мать. Которая желает своим детям только добра. Только добра.

И зачем Горький возвращается к Вассе Железновой еще раз? Да, та Васса - это совершенно другой портрет. Сильная, властная, но ее скорее жалеешь, та Васса вызывает сочувствие. Герои этой пьесы - только отвращение и недоумение: как же вы так живете-то...

И еще. Очень хотелось бы почитать самый первый вариант пьесы. Почему Горький его изменил? Вдруг кто читал, поделитесь, плиз.

Комментарии


Не читал, но доработка у Горького может идти только в одном направлении - в сторону ужесточения


Не знаю) Если проследить тему вырождения, то эта пьеса самая жесткая (или жестокая), "Дело Артамоновых", вторая "Васса" - они позже написаны, но не настолько жуткие. На фоне этой пьесы даже "На дне" выглядит оптимистично. Кстати, не встречала на эту пьесу (На дне) ни одного толкового отзыва - не имею в виду ЛЛ, вообще. Может, попробуете как-нибудь написать рецензию?


Для этого нужно перечитать. А пьесы я сначала смотрю. Сатина же лучше Филиппенко не будет в природе


Для этого нужно перечитать.

Что мешает?)

Мне понравился Сатин - Евстигнеев (по ТВ, разумеется), с Филиппенко не видела, посмотрю, сравню.


Евстигнеев –хорошая мысль. Надеюсь, что можно скачать. Порядок такой – сначала смотреть, а потом читать. Солнце всходит и заходит, а в тюрьме моей, эээээххххх


Да, легко открывается на "Культуре". Посмотрела сейчас кусочки двух спектаклей. Пока Евстигнеев (и компания) выигрывают)
Болеро Равеля тоже ничего. Но мне кажется, что в спектакле это красивость, не более.


А текила лучше серебряная, чем золотая. Филиппенко в подвале театра Табакова – это не передаст никакая запись. И она, насколько помню, фигового качества. Там еше Клещ прикольный, хозяйка ночлежки, а Луку сам Табаков играет


Я вам верю. Но вживую спектакль не смогла бы смотреть. Даже через текилу.


А уже и не получится


А почему? Эмоции бы переполняли?


Да это жуткая вещь. И мощнейшая по энергетике, которую вы не признаёте) Хочется от нее отгородиться. Хотя бы экраном. Ну и еще, страх "дна". Страх любого человека, наверное, оказаться даже уровнем ниже, чем в привычной жизни, не говоря уже о том, какой предлагает Горький.
А в театре зритель поневоле оказывается на том самом дне. Там нет ощущения, что это все понарошку.
Вы умеете дистанцироваться от происходящего?) Я - нет. Поэтому нужен хотя бы экран телевизора (монитор).