Больше рецензий

12 августа 2015 г. 16:07

215

2

Вот за счёт таких книг обычно и не любят современную прозу российского производства. Точное попадание в формат бульварной литературы для масс-маркета, подобного чтива сейчас на прилавках книжных – закопаться можно. Жвачка о тёмной стороне современной российской действительности + про любоф, не оставляющая после себя ничего, ни малейшего впечатления. Поначалу ненавязчиво и приятно тем, что декорации и герои так узнаваемы и типичны, но уже к середине приедается, а к концу утомляет. Уж на что я помоечница – читаю всё подряд, но в данном случае хвалить не могу, и вовсе не со зла или от каких-то предубеждений. Скажем так, вещь никак не для взыскательного читателя. Все эти жизненные драмы и цветущие буйным цветом ближе к концу книги глубокие мысли и высокая мораль – на уровне понимания человека, у которого в глазах видна задняя стенка черепа. Для нормальных разумных людей размышления на страницах – это «спасибо, Капитан Очевидность». Новизны и свежести нет ни грамма ни в форме, ни в содержании, абсолютно серенькое произведение, из которого невозможно что-то вынести.

Первые пару десятков страниц кажется, что ничего, можно почитать. Какая-то Маша, какая-то Лена, Саша, Семен Семеныч... Несчастливые семьи, бурное прошлое и не совсем полноценное настоящее – человеческие жизни. Простенько, реалистично, мило. И ощущение грусти, какая-то ностальгия - будто жизнь уже прошла, прошла как-то криво, не так как надо. Эти предыстории о каждом из героев очень обыденны, но я такое люблю – жизненно. Только вот с них, с сюжета автор всё больше и больше съезжает в банальные размышлизмы, всё больше места на страницах отдаётся потоку мысли и всяческому «Остапа понесло»:

В общем-то, сначала вам нужно купить с десяток кухонных комбайнов, а потом уже думать о любви. Как-то всё именно так это и работает...
Или просто родиться таким кривым, без желаний снаружи, а только с желаниями внутри.
Все обезьяны больны. А здоровый - недообследован...
Мы все чем-то приятно больны.
Не излечимы.
Пьяны.

И если начало книги более или менее последовательно, сюжетные события и авторские идеи изложены чётко, то уже через несколько глав появляются длинные и по-графомански запутанные предложения, периодически теряется ход мысли. То, что называется – перемудрил:

А в голове трещат телефоны, продолжаются стоны... продолжая свою ужасную совести пьесу, слава Богу, замолкли, сойдет ведь с ума, не выдержав это.

Аннотация обещает чернуху - не верьте, какое там. Нытьё о том, что "никто в жизни никому не нужен, деньги обесцениваются на глазах, менты козлы, все врут, после эмиграции всё еще хуже, все берут взятки, люди злые неудачники, перспектив нет, беды страны можно перечислять вечно" - это не чернуха, это нытьё, нужно называть вещи своими именами. А в общем получился гламурный романчик о том, как осточертели клубы, кутежи, алкоголь и вот это всё, что можно купить за деньги, как чего-то (счастья? близкого человека?) не хватает в жизни, но по-другому не получается, потому что жизнь такая, вокруг всё плохо. И вставочки морализаторства в стиле КО, да - незрелая рефлексия и неубедительные попытки оправдать это опытом прожитых лет и знанием - да что вы говорите! - что у жизни есть тёмная сторона.
И вообще, по моему мнению, слишком много авторского "я" в книге. Вроде бы рассказывается история, но лирические отступления постоянно уходят в авторские мысли о себе любимом, о своей жизни. Кстати, чувствуется и некоторое высокомерие, снисходительное отношение к читателю. Чего стоит одна эта фраза: "Если вы не поняли ничего про звёзды, то это не беда... просто читайте дальше".

Теперь о том, что касается русского языка и стилистики. Книга вычитана так себе: встречаются ошибки, и чем дальше, тем больше. Опять же, впечатление, что над первыми несколькими главами работали, а остальное бросили как есть, с "привЕдениями из прошлой жизни", "парАдирующими" кого-то героями и кучей подобной красоты.
Сам же язык довольно простецкий, типичный для современных бульварных книжек. Но, на мой взгляд, это само по себе не проблема. Зато проблема – очень(!) много раздражающих многоточий к месту и не к месту. От этого автору надо избавляться, так простительно писать разве что ванильной девочке-тинейджеру. Существует множество знаков препинания, и из них для конца предложения идеальна точка. Да, даже если кажется, что это такое одухотворённо-недосказанное предложение. Иначе получается просто смешно: "И они... и они... и они... переглядываются... И барабанная дробь", "Самолёт взлетает, и летит... летит...", "Я очень наслышан об этом заведении...", "Ночь...", "-Я хотел спросить... - Спрашивай... Конечно…"

Дочитала буквально усилием воли: под конец страшно устала от провисающего сюжета и неожиданных, полубезумных, по большому счёту бессмысленных вставок по тексту, вроде этой:

Новый день.
Сегодня мне слишком плохо, я сфокусирован на своей боли. Но я все помню. я помню... и продолжу рассказ.
Простыни за много лет назад и вперед впитали кровь, слезы и пот. У них такая судьба. Они будут меняться, стираться, но будут помнить то, как все начиналось, как продолжалось, и как окончалось.
Под моими глазами проскользнули невидимые глазу мишени, под моими глазами проскользнули слоны в лавке посуды, сплошные сомненья. Размножается по ночам несмущенное поколение.
Размножаясь у слепой толпы под глазами. "А это нужно?" Сомнения...

PS Долго ли, коротко ли, книга с горем пополам была закончена. И началось послесловие, где автор продолжил вольно размышлять, уже не связанный необходимостью помнить о персонажах и основной сюжетной линии. Именно этого ему, судя по всему, и хотелось, когда пришла мысль написать книгу. Размышлять, философствовать, а не какой-то там сюжет развивать. Кухонных философов таких – каждый второй, только слово дай да успевай слушать.

PPS Раздачи ЛЛ такие раздачи ЛЛ.

Ветка комментариев


Реально когда читаешь, на это не обращаешь внимания

Вы про многоточия? Искренне не понимаю, как можно не обращать внимания, когда они в таком количестве. В глазах же рябит.

может кому и понравится

Ну с этим никто не спорит :) Любые 50 оттенков кому-то на свете да понравятся.