Больше рецензий

12 августа 2015 г. 09:27

6K

5

Анатолий Алексин - гений. Невозможно найти подобного автора, который способен столь ярко, ясно и выразительно вытащить на свет божий целую россыпь неоднозначного и каждым словом, жестом, эмоциональным всплеском, наполненных смыслом, понарисовать в голове читателей огромных знаков вопроса. Время идет, запреты сняли, а воз и ныне там. Каждый находит в произведениях Алексина свое, под эгидой "детское" это другая форма кафкианства. Но попробуйте написать так, чтобы все было четко и понятно для каждого ребенка, но при этом голова раскалывалась от многочисленных противоречий.

В детстве, конечно, этого ничего не было, были герои на уровне "нравится - не нравится". Все у Алексина не может притягивать по определению, ибо советская детская проза не только должна была иметь высший педагогический смысл, но и соответствовать содержанием. Вот и "Безумная Евдокия" в итоге нарисовала картинку некоей "очеловеченной" образовательной системы, типа советский учитель - он тоже человек. Зато очень правдоподобно и самозабвенно основную часть произведения над этой самой системой издеваются автор, родители и главная героиня произведения - Оленька. Между тем, "Безумная Евдокия" вообще не об этом.

Кажется, что произведение о детях, взаимоотношениях между детьми, конфликтах с учителями и т.д. На самом же деле "Безумная Евдокия" о семье, о полноценной семье и воспитании именно в семье. Автор прекрасно сыграл на национальных струнках - сотворил в воздухе героическую маму с пороком сердца, придал ей некий обожествленный облик и все, не трогайте ее своими лапами. Педагоги подтвердят ту абсолютную истину, что именно в семье закладывается фундамент, на котором впоследствии формируется личность ребенка. Да, нас учили в советские годы другому, превозносили могучую силу коллектива с тем, чтобы мы потом своих детей при коммунизме сдавали в общую воспитательную корзину сразу же после их рождения. Алексин два раза - в самом начале и самом конце дал спасительный ключ для тех, кто действительно хочет понять - о чем же "Безумная Евдокия". Кто такая Евдокия? Учительница в нелепом наряде? Евдокия - это советская образовательная система, которая и по сей день жива и дальше будет процветать, подкрепленная многочисленными псевдоценностями, насаждаемыми государством.

"Спасибо ей!" - пишет автор. "Вот, где был тот роковой поворот в нашей жизни!" Да, но это было лишь буддийское выражение словом. Все началось гораздо раньше на уровне мысли, на уровне мировосприятия. Папа и мама носятся со своей девочкой как ненормальные (как обычные родители). Она у них одна и нездоровый блок был заложен в фундамент личности дочери задолго до ее рождения. Даже не блок, а состав самого фундамента изначально нездоровый. Когда женщина больна и собирается рожать - она думает не о ребенке и не о семье, а только о самой себе. Если уж человек пошел на подобный риск, то это не должно становиться проблемой каждоминутной и это проблема внутренняя, семейная. Вменять в вину девочке что-то по поводу больной матери - глупо и бессмысленно. Никто не в состоянии кроме членов семьи оценить степень правильности, жертвенности и направление поступков членов семьи. Но сие укладывается в любимую советскую модель, отягощенную русским менталитетом - побольше страданий, которые выдаются за героизм.

Люди становятся родителями, неминуемо меняются, но, если после рождения ребенка, этот самый ребенок становится для них единственным смыслом всей жизни, то нечего и удивляться, что в один прекрасный момент обнаружится, что вырастили морального урода, эгоиста, монстра. Ребенок - это такой же человек, формирующийся, а вовсе не гробница неосуществленных родительских амбиций. При таком подходе у Оленьки не было ни малейшего шанса на полноценное гармоничное развитие, как бы это поточнее выразиться - она не была бы счастливым ребенком, заранее можно было быть уверенным, что ребенок будет ущербным. Тем более, в тупой советской школе, где правит уравниловка и индивидуальностей гнобят на корню, воспитывая будущих доярок и трактористов. И, конечно, комсомольских вожаков. Отношения автора к своей героине налицо _ "Оленька". Не припоминаю у Алексина вообще подобных оборотов речи, это явная насмешка, ибо ему не присущи чеховские сюсюкающие имена.

Классный руководитель, который до мелочей знает природу конфликтов и способен цитировать детские высказывания в любой момент дословно - это что-то из разряда патологии и научной фантастики. Либо это очередной глумеж Алексина, показывающего степень напряжения учительницы (ха-ха, бедная, как же ее эта Оленька достала)))), либо, что более вероятно, это мифическая составляющая произведения, написанная в угоду советской власти. Такая вот учителка оказалась хорошая. Гыгыгы))) Бедные цензоры все это скушали. Что делать, на улице была середина семидесятых. Где-то там я усиленно пытался порвать пуповину. Всегда спешил, знаете ли. Это чеховское ружье, висящее на стене, раздражало меня с детства. Хватал его двумя руками и стрелял в воображаемых врагов.

Впрочем, если автор чудесно научился обходить противотанковых ежей цензуры, то многочисленных отмороженных советских учительниц ему обойти не удалось. Для меня было откровением узнать, что до сих пор бытует мнение о том, что Алексина следует запретить, ибо он развращает наше подрастающее поколение своими неадекватными героями.

P.S. Что же можно было сказать папе и маме из "Безумной Евдокии"? Коль уж растите в семье монстра, то ищите корни проблемы в себе. Смиритесь, когда рядом растет гениальный ребенок, то будьте готовы к издержкам. Не уповайте на справедливость, ее добиваются только ущемленные в правах и те, кто хочет их возглавить. Забудьте о том, что правильно, а что нет. Ваш ребенок одинок - это нормально. Величие порождает одиночество. И это невысокая цена, ибо все в этой жизни не дается никому.

Спасибо, Анатолий Георгиевич, за то, что ты есть. Всегда, везде, в чудесных произведениях. С 91-летием тебя. Где ты там в настоящий момент живешь? Люксембург? Здоровья тебе и стольких лет, сколько сам себе наметил. Всегда любящий тебя и восхищающийся, Читатель.

Ветка комментариев


Долго молчать не получится, если на каждый вопрос молчать, то это явное сопротивление, т.е. конфликт. Все для них сразу становится понятно. Родителей в школу и все дела. Упорствует - врачи, психологи подключаются. Стратегия ясная и прямая. Тут нужно немного гибкости проявлять, не доводить до открытого столкновения.


На то и конфликт, чтобы не проявлять гибкости, если ее не проявляет противник. Конфликт - он равнозначен


А цель конфликта тогда какая? Добиться того, чтобы не ходить строем и чтобы оставила в покое, можно обходными маневрами. А если просто показать "ты дура, учительница, и не права в принципе, и я буду тебя донимать", то упорствовать можно, а смысл? Бесперспективно заведомо.


Если у конфликта цель, то это не конфликт. Имелся в виду, не конфликт как действие, а конфликт двух личностей, которые раздражают друг друга по умолчанию. Я тоже не считаю выполнение правил первостепенным. только там. Где без этого никак. Поэтому обычно издеваюсь над людьми. которые с этими правилами ко мне лезут. Все логично - я же не лезу к ним, заставляя их эти правила не выполнять


Да, тогда логично. Учительница навязывает свою картину мира, пользуясь своим служебным положением. И угомониться не может, упорно пытается "перевоспитать". В конфликте виновата она. Взрослый может себе позволить поиздеваться в ответ, а ребенок в принципе не должен этого делать.


Возмутительнее всего, когда тебе собственное мировоззрение навязывают под эгидой общественного. Но, с другой стороны, учительница и не виновата, ибо переделать ее невозможно. Она бы была несколько иной, без крайностей (о них, кстати, Алексин тоже пишет), если бы хотя бы достигла личного счастья. Мы бы не видели перед собой безвкусную женщину, давно махнувшую рукой на себя, которой нет другого дела. как только составлять картотеки на своих бывших учеников. То есть - мы возвращаемся в исходную точку. Несчастный человек рискует воспитать ущербного ребенка. несчастный человек становится тираном, если он учитель. Несчастный человек, уверен, плохой врач. То есть, Алексин, был прав - любовь к другим начинается с самого себя (Фрэнсис Бэкон кажется)


Не уверена, что способность быть счастливым зависит исключительно от внешних обстоятельств. Личная жизнь очень важная составляющая, но это вовсе не значит, что имея ее человек автоматически становится счастливым и гармоничным, и может хорошо учить, лечить, воспитывать. Пожалуйста, родители Оленьки. Вроде, счастливая семья, любят друг друга, а дочь? Можно ли сказать, что воспитали не ущербную.
В случае с Евдокией, мне кажется еще, что Алексин показывает, что есть люди, которые работают по призванию, просто довольно долго вот с таким перегибом воспринималось призвание. У нас была классный руководитель, она практиковала хождение к ученикам домой с целью изучения условий жизни, вела дневник, куда записывала наши проступки (хранила его в собственном столе, мы его регулярно читали). И хоть я не в алексинские времена жила, но тенденция долго сохранялась. С личной жизнью у нее был полный порядок. Просто нужно было знать про учеников все. Не просто предмет оттарабанил, а миссию воспитательную несли, в жизнь выпускали, значит отвечали.


Да, конечно, утрирую - но здесь иначе не скажешь. Родители Оленьки не могли быть счастливой семьей - в них уже заложен ущерб, ибо им нельзя было детей заводить. И даже если нездоровье матери не проявлялось - оно наложило отпечаток на отношения изначально. С самоотречением тоже самое, что, скажем, с писательством. Самое распространенное мнение, что человек пишет только в том случае, если у него не все в порядке. Так и с учителями - никакой нормальный человек не попрется на такую работу, если только ему деваться некуда. В советские годы, да, были и другие приоритеты


Есть у меня знакомая, которая поперлась. И поперлась из-за нашей преподавательницы биологии на данный же факультет... Вот только она не учла свою полную противоположность той преподавательнице. У той характер был дай боже... Все худшие классы ей давали в целях перевоспитания... А знакомая эдакий божий одуванчик... Недолго она преподавала... Жаловалась потом Я всю ночь готовлюсь, переживаю, а они!..
Девочка из семьи врачей, ее потом переучили и сунули в аптеку...


На своем пути в школе встречал всего двух настоящих учителей. Первая была фанаткой литературы, а вторую очень быстро в гороно забрали


Ну наша была отличным педагогом... Ее правда порой заносило, но это не отменяет ее заслуг. Один мальчик (однокашка) у которого в семье было не очень хорошо... После писал ей благодарственные письма и это только наш класс).
Он вообще не учился... там я понимаю почему, с детства чувствовал себя не нужным не кому... Вместо школы удочка в руки и кругом на речку... Она единственная, которая не просто пуляла в него мелом, жвачку ему в волосы, а взялась за него.
В лицее уже был отличником!)
А как она свой урок вела... Уважение и почет!
Их мало, но они есть!)


Не, не было в них никакого ущерба изначально. Ну, физический недуг, ну, какие-то ограничения. Врачи много чего запрещают, это не значит, что все их рекомендации надо выполнять безоговорочно. Они дают информацию, что нужно делать то-то и то-то, или не стоит чего-то делать, что могут быть определенные последствия в результате этого делания или неделания, а остальное уже выбор человека. Это как с побочными эффектами в аннотациях к лекарственным средствам - у одного из тысячи возник какой-то симптом, значит обязаны указать, что он(симптом) может быть. Как может один взрослый дееспособный человек запретить что-то другому взрослому дееспособному человеку? Родили и родили. Молодцы. Суть проблемы все же не в том. Ущерб в их отношении к ребенку - обожествлении его. Он для матери вся жизнь, и первое испытание - полнейшая катастрофа, не справляется. А дочь еще виновата оказывается. Папаша ей тут же выдает, что герой прошел путь, чтобы спасти, а ты, чтобы погубить близкого человека. Неслабое такое обвинение ребенка! Подразумеваем - дорогая, теперь ты виновата навсегда уже тем, что мы не смогли правильно относиться к тебе. Теперь все действия дочери будут согласовываться с маминым состоянием здоровья, не расстроит ли это мать (мать-то выйдет из больницы в конце концов). И можно будет спекулировать на состоянии здоровья, держать подле себя. Остается только посочувствовать Оленьке.


Все гораздо раньше заложилось. Больной человек отчаянно рожает, у него теперь ребенок дичайшая ценность, единственное, ради чего живет. Такое часто встречается и без болезни. Но они были нормальными людьми и превратились в клуш. Концовку перечитайте, в ней ответ


Вот именно, что и без болезни встречается. В принципе можно было бы обойтись и без порока сердца, ничего бы не поменялось в итоге.


Алексин не зря показал сразу фундамент. Это то, о чем мы говорили. Тот самый блок несчастья, из–за которого пошли трещины


Относительно этой конкретной книжной семьи вы правы, согласна. Это существенная деталь. На мое восприятие налагает отпечаток личного отношения - не нравится мне такой подход, что раз есть болезнь, то это по определению драма - либо уже, либо будет обязательно в будущем. Нам как бы намекают. Видится мне в этом специальное усиление эффекта, когда и без этого есть над чем подумать.


В «А тем временем где–то» у него мальчик без отца растет и мама его в какой–то момент понимает, что что–то идет не так. Даже обращается к бывшему мужу за помощью. Конечно, это все литература, в жизни все намного сложнее. И фундамент не обязательно трещит. Но так увеличивается вероятность


А у Алексина, похоже, всегда трещит фундамент )) "А тем временем где-то" нравится гораздо больше. Хороший парень этот младший Сергей, всегда был симпатичен. К Алексину трепетно отношусь с детства. Как-то перечитывала некоторые повести, и все так же задевает что-то внутри. Родство ощущаю.


Мне больше откровенно разгильдяйское у него нравилось


А что у него откровенно разгильдяйское?


Относительно, конечно. Советское же. "В стране вечных каникул", "Сева Котлов"


Не все у него читала. Надо будет посмотреть, что за повести.