Больше рецензий

7 июля 2015 г. 13:32

2K

5 «Мы переутомились от раболепства и лицемерия» (А.П.Чехов)

«Нигде так не давит авторитет, как у нас, русских, приниженных вековым рабством, боящихся свободы» (А.П. Чехов. Из записных книжек).

картинка Ludmila888

Чехов сознательно стремился выявить именно добровольное рабство, холопство по убеждению. Он блестяще делает это в десятках своих ранних произведений. В первоначальной редакции рассказа "Толстый и тонкий", опубликованного в 1883 году, тонкий начинал извиваться и заискивать после начальственного окрика толстого. Традиционная ситуация делала и рассказ в целом достаточно банальным. При подготовке сборника "Пёстрые рассказы" Чехов ввёл, казалось бы, небольшие изменения, но в результате стал другим весь смысл рассказа и явился очередной чеховский шедевр. Теперь толстый добродушен, искренне рад встрече и не даёт своему гимназическому товарищу никакого повода для страха и трепета, кроме того, что дослужился до чина тайного советника и имеет уже две звезды. Однако этого оказывается для коллежского асессора вполне достаточно. Началось изъявление чувств и новое представление домашних. В реакции толстого на унижение тонкого явно чувствуются чеховские нотки, осуждающие забвение личного достоинства.

«Если свобода есть благо, то свободный человек не может быть добровольным рабом. И потому, если ты увидишь, что человек унижается перед другими, льстит им -- знай, что человек этот также не свободен. Он раб…
Если ты увидишь, что человек хочет распоряжаться не самим собою, а другими, то знай, что он не свободен: он сделался рабом своего желания властвовать над людьми» (Эпиктет)

Принимая во внимание приведенные слова Эпиктета, можно сказать, что Чехов, переделывая рассказ «Толстый и тонкий», изменил удалённость от свободы каждого из двух главных героев. В новом варианте Антон Павлович в воображаемом пространстве между свободой и рабством развёл их личности по противоположным направлениям: толстого приблизил к свободе (освободив его от желания властвовать над людьми), а тонкого ещё больше удалил от неё и приблизил к рабству (изобразив его холопское унижение перед дружески настроенным гимназическим товарищем, от которого этот добровольный раб уже никак не зависит по службе). И пропасть между мировосприятиями толстого и тонкого в последней редакции рассказа стала практически непреодолимой. Поэтому возможность искренних человеческих отношений, взаимопонимания и глубокого общения здесь исключена вообще.

«Во всех странах и во всяком воздухе противно рабство и приятна свобода, и потому надо жалеть тех, которые родились с игом на шее. Но надо и извинять таких людей, так как они никогда не видали даже тени свободы и потому не замечают всего зла рабства…
Итак, главная причина, по которой люди добровольно отдаются в рабство, в том, что они рождаются и воспитываются в этом положении. От этой причины происходит и другая – та, что под властью тиранов люди легко делаются трусливыми…»
(Этьен де ла Боэти «Добровольное рабство»)

картинка Ludmila888

Ветка комментариев


Наши с Сергеем рецензии на этот рассказ тоже можно считать дуэльными, хоть они и были написаны в разное время.
Особенно бурными оказались обсуждения под его рецензией. )