Больше рецензий

7 июля 2015 г. 13:32

2K

5 «Мы переутомились от раболепства и лицемерия» (А.П.Чехов)

«Нигде так не давит авторитет, как у нас, русских, приниженных вековым рабством, боящихся свободы» (А.П. Чехов. Из записных книжек).

картинка Ludmila888

Чехов сознательно стремился выявить именно добровольное рабство, холопство по убеждению. Он блестяще делает это в десятках своих ранних произведений. В первоначальной редакции рассказа "Толстый и тонкий", опубликованного в 1883 году, тонкий начинал извиваться и заискивать после начальственного окрика толстого. Традиционная ситуация делала и рассказ в целом достаточно банальным. При подготовке сборника "Пёстрые рассказы" Чехов ввёл, казалось бы, небольшие изменения, но в результате стал другим весь смысл рассказа и явился очередной чеховский шедевр. Теперь толстый добродушен, искренне рад встрече и не даёт своему гимназическому товарищу никакого повода для страха и трепета, кроме того, что дослужился до чина тайного советника и имеет уже две звезды. Однако этого оказывается для коллежского асессора вполне достаточно. Началось изъявление чувств и новое представление домашних. В реакции толстого на унижение тонкого явно чувствуются чеховские нотки, осуждающие забвение личного достоинства.

«Если свобода есть благо, то свободный человек не может быть добровольным рабом. И потому, если ты увидишь, что человек унижается перед другими, льстит им -- знай, что человек этот также не свободен. Он раб…
Если ты увидишь, что человек хочет распоряжаться не самим собою, а другими, то знай, что он не свободен: он сделался рабом своего желания властвовать над людьми» (Эпиктет)

Принимая во внимание приведенные слова Эпиктета, можно сказать, что Чехов, переделывая рассказ «Толстый и тонкий», изменил удалённость от свободы каждого из двух главных героев. В новом варианте Антон Павлович в воображаемом пространстве между свободой и рабством развёл их личности по противоположным направлениям: толстого приблизил к свободе (освободив его от желания властвовать над людьми), а тонкого ещё больше удалил от неё и приблизил к рабству (изобразив его холопское унижение перед дружески настроенным гимназическим товарищем, от которого этот добровольный раб уже никак не зависит по службе). И пропасть между мировосприятиями толстого и тонкого в последней редакции рассказа стала практически непреодолимой. Поэтому возможность искренних человеческих отношений, взаимопонимания и глубокого общения здесь исключена вообще.

«Во всех странах и во всяком воздухе противно рабство и приятна свобода, и потому надо жалеть тех, которые родились с игом на шее. Но надо и извинять таких людей, так как они никогда не видали даже тени свободы и потому не замечают всего зла рабства…
Итак, главная причина, по которой люди добровольно отдаются в рабство, в том, что они рождаются и воспитываются в этом положении. От этой причины происходит и другая – та, что под властью тиранов люди легко делаются трусливыми…»
(Этьен де ла Боэти «Добровольное рабство»)

картинка Ludmila888

Комментарии


05:23

«Выйдя из рабьей среды и возненавидев ее такой испепеляющей ненавистью, которая впоследствии наполнила все его книги, он <Чехов> еще подростком пришел к убеждению, что лишь тот может победоносно бороться с обывательским загниванием человеческих душ, кто сам очистит себя от этого гноя. И так как два основных порока всякой обывательской души показались ему особенно мерзки: надругательство над слабыми и самоуничижение пред сильными, - именно их он и решил истребить в себе начисто. Первый из них в его бесчисленных формах - грубость, заносчивость, чванство, надменность, высокомерие, зазнайство, самохвальство, спесивость - он словно выжег в себе каленым железом, со вторым же справиться было гораздо труднее. Потребовались героические усилия воли, чтобы рожденный в приниженном, скопидомском быту, где кланялись каждой кокарде и пресмыкались перед каждым кошельком, мог выработать в себе такую великолепную гордость. Об этом повествует он сам в знаменитом письме к Суворину».
К.Чуковский «О Чехове»

Из "знаменитого письма":
«Кроме изобилия материала и таланта, нужно еще кое-что, не менее важное. Нужна возмужалость – это раз; во-вторых, необходимо чувство личной свободы, а это чувство стало разгораться во мне только недавно. Раньше его у меня не было; его заменяли с успехом мое легкомыслие, небрежность и неуважение к делу.
Что писатели-дворяне брали у природы даром, то разночинцы покупают ценою молодости. Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сеченный, ходивший по урокам без калош, дравшийся, мучивший животных, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший и Богу и людям без всякой надобности, только из сознания своего ничтожества, – напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая».

А.П.Чехов - А.С.Суворину. 7 января 1889г. Москва

«Тысячу раз, везде и всеми, процитирован этот фрагмент из письма к Суворину от 7 января 1889 года. Но его нельзя не процитировать и в двухтысячный и трехтысячный раз. Чехов не оставил нам автобиографических романов или повестей, не оставил пространных интимно-публичных исповедей. Но вот его жизнь – сюжетик для рассказа, предложенный Суворину, один абзац в частном письме, да в общем – одно предложение, и, конечно, раз о себе, то непременно – в третьем лице, чтобы и этот абзац не показался нескромностью...
И в конце концов он сделал себя великим аристократом духа, сильным, свободным и милосердным. И когда воля, вся, без остатка, потрачена на это перевоплощение, уже не требуется воли, чтобы творить жизнь вокруг себя – это становится естественным отправлением свободного духа. Так творит жизнь и сама природа ».
О.Дорофеев «Антон – прибавление дня»

«Признание поразительное, и не мудрено, что все пишущие о Чехове так часто цитируют эти слова, смакуют их и любуются ими.
Но притом мало кто отмечает, что в этих словах говорится о чуде. Ведь, казалось бы, если тебе с детства привито рабье низкопоклонство перед каждым, кто хоть немного сильнее тебя, если ты, как и всё «двуногое живьё» той эпохи, воспитывался в лакействе, если тебя еще в родительском доме приучили пресмыкаться пред богатством и властью, льстить им, поддакивать им, то как бы ты ни старался подавить в себе эту холопью привычку, она, хочешь не хочешь, будет сказываться до конца твоих дней даже в твоих жестах, улыбках, интонациях голоса. И то, что Чехов добился победы и здесь, свидетельствует об одном его редкостном качестве... А покуда отметим и несколько раз подчеркнем, что Чехову удалось - как не удавалось почти никому - это полное освобождение своей психики от всяких следов раболепства, подхалимства, угодничества, самоуничижения и льстивости. Принято обычно считать, что чувство собственного достоинства есть чувство природное и приобрести его путем воспитания нельзя. А Чехов приобрел его именно этим путем. Хоть и заглушенное влияниями мещанской среды, оно было присуще Антону Павловичу с самого раннего детства (о чем есть немало свидетельств в письмах и воспоминаниях старшего брата), но все же нужна была гигантская воля, чтобы свести эти влияния к нулю…
Уже к середине восьмидесятых годов Чехов окончательно выдавил из себя последние «капли раба», и его уважение к себе стало заметнейшей чертой его личности».
К.Чуковский «О Чехове»

«Такой рассказ никогда не был написан ни Сувориным, ни Чеховым. Тайна постепенного выдавливания из себя раба осталась для нас скрытой. Нам кажется, что перерождение случилось действительно вдруг, «в одно прекрасное утро». Это утро было, вероятно, в 1885 или 1886 году. Эти годы, особенно 1886г., были переломными в жизни Чехова. Он окончил курс, стал врачом, расширил круг своих знакомств и интересов. К 1886 году относится и выход в свет его первой книги, и начало сотрудничества в «Новом времени», и окончательный переход к литературе как к делу жизни. Сразу и вдруг исчез весёлый малый Антоша Чехонте. Родился большой писатель Антон Чехов. Он ушёл от мещанского детства, от весёлой и грубоватой молодости, чтобы стать тем Чеховым, которого мы знаем. Ушёл от грубого и несложного, чтобы прийти к звеняще-хрустально-нежному».
М. Цетлин «О Чехове»


Ах, какая замечательная рецензия (с)
Нет, правда!
Все приведенные цитаты очень интересны.
Такой короткий рассказ и столько пищи для ума.
Выдавливать из себя раба можно только по капле. Но тогда не хватит жизни. Это очень сильно заметно по эмигрантам, проведшим детство, молодость и большую часть взрослой жизни в СССР. А в совсем запущенных случаях, и по их детям, рождённым или как минимум выросшим "на свободе". Вижу их постоянно. Всё время вспоминаю про Моисея, который привёл евреев в Палестину но сам зайти не мог. Раб не может построить свободное государство. Даже внутри себя.


Ах, какая замечательная рецензия (с)

Ах, Сергей и не подозревает, что его комментарии уже разбираются на цитаты! )

Выдавливать из себя раба можно только по капле. Но тогда не хватит жизни.

Вот и идём мы всю жизнь по этой тернистой дороге к истине, которая освобождает: два шага вперёд, шаг назад и т.д. А бывает и так: шаг вперёд, два шага назад…

Раб не может построить свободное государство. Даже внутри себя.

Безусловно! А без внутренней свободы свобода внешняя ничего не стоит и вообще не имеет особого смысла, ведь внутренне закрепощённый человек не сможет воспользоваться предоставляемыми ею возможностями. Так как достижение свободы основано на осознании людьми реальности внутри и вне себя, то первым требованием всех древних учений о пути к истине и освобождению было – "познай себя". Но далеко не каждый готов взвалить на свои плечи такой тяжёлый труд – самопознание.


Сергей и не подозревает

где же он, Людмила? :(

два шага вперёд, шаг назад и т.д. А бывает и так: шаг вперёд, два шага назад

хотя бы не замерзнем в пути :)

такой тяжёлый труд – самопознание

этот труд не столько тяжелый, сколько болезненный. Полон разочарований. Во всяком случае, у меня


где же он, Людмила? :(

Ну, пока он прячется в глубоком подполье. Но надеюсь, что скоро объявится и разбавит наши диалоги своими комментариями. )

хотя бы не замерзнем в пути :)

Это точно! Если и не освободимся, так хоть согреемся. )

этот труд не столько тяжелый, сколько болезненный.

Да, конечно. Возможно, именно в этом и заключается его главная тяжесть. Вот и Олдос Хаксли так считает: «Если большинство из нас остаются в неведении о самих себе, то это потому, что самопознание болезненно и мы предпочитаем ему приятные иллюзии».


Вот и Олдос Хаксли так считает

придется и его прочесть когда-нибудь. Между выдавливанием раба и ходьбой на месте


Это была цитата из книги Хаксли "Вечная философия". Глава "Самопознание".


Интересная история про изменение рассказа. Действительно, это превратило веселую бытовую зарисовку а-ля Зощенко в настоящую трагедию.


Кстати, некоторые чеховские короткие рассказы, цель которых - развлечь и развеселить публику, превратились в истинные шедевры лишь в результате их переработки Антоном Павловичем для Полного Собрания Сочинений, издаваемого в последние годы жизни писателя. Один из ярких примеров – рассказ "Шуточка".


полюбопытствую


Наши с Сергеем рецензии на этот рассказ тоже можно считать дуэльными, хоть они и были написаны в разное время.
Особенно бурными оказались обсуждения под его рецензией. )