Больше рецензий

22 июня 2015 г. 15:04

260

5

«Пожалуй, нет более поразительного примера обожествления женщины»

Кажется, «Божественная комедия» - произведение грандиозное по творческому усилию и исключительное по многосторонности и масштабу наблюдений - имеет столько же толкований, сколько и читателей, причём толкований самых разнообразных: от ранних биографических и аллегорических комментариев до современных историко-философских и культурологических исследований или замысловатых сотериологических и психоаналитических интерпретаций. Среди существующего многообразия романтическая версия Борхеса отличается приятной лаконичностью и предельной ясностью.

Данте создал лучшую книгу в литературе, чтобы вставить в неё встречу с невозвратимой Беатриче.

К слову, о ясности. В прологе Борхес в качестве главного свойства поэтического языка Данте называет «чёткость слов»: «во всей поэме нет неоправданного слова». Словно для подтверждения собственного впечатления Борхес ссылается на экспертное мнение Рёскина, который «осудил туманы Мильтона и одобрил строгую топографию дантовского ада». Что не удивительно, ведь «Потерянный рай» написан в XVII веке, а «Комедия» - в XIV, а для стиля средневековых писателей и мыслителей в целом характерно стремление быть точными, отчётливо выразить то, что имеется в виду. Данте, безусловно, нельзя обвинить в смутности мысли, излишней выспренности или злоупотреблении броскими метафорами в ущерб точности (да, поэма насквозь метафорична, но цель метафор одна – добиться конкретности). Нельзя во всем перечисленном обвинить и Борхеса...

Борхес не предлагает читателю систематического анализа или всестороннего объяснения (а это в принципе возможно?) произведения Данте. Его эссе больше похожи на разрозненные наблюдения, сделанные как бы случайно во время перечитывания поэмы и так же случайно оказавшиеся записанными. Но характер статей, то, с каким вниманием и благоговением относится Борхес к «Комедии», как аккуратно и внимательно он анализирует отдельные песни или рассказывает о некоторых персонажах, наглядно демонстрируют, почему «Божественную комедию» называют величайшим литературным произведением, когда-либо созданным человеком. И почему она до сих пор вдохновляет писателей…