Больше рецензий

11 июня 2015 г. 04:52

6K

1

Еще до того, как я что-то стал писать, прибежал Тимур со своими шестерками, притащил мне бочку воды нефильтрованной, вязанку дров и козу. Вода, естественно, с 1940 года стухла, дрова сгнили, а козе место в одноименной подборке. Такая честь была мне оказана, потому что мой прадед был комиссаром. Как говорил один из персонажей Шишкова, "три раза был в тюрьме да раз в Красной Армии". Как и большинству, моему прадеду Красная Армия тоже вышла боком. Благо, бабушка успела родиться, иначе бы я сейчас не писал эти строки.

На фоне любимейших произведений "Р.В.С", "Бумбараш", самой любимейшей "Судьба барабанщика" - "Тимур и его команда" всегда выглядело как нечто надуманное и извращенческое. Сейчас особенно, ибо культ службы в Красной Армии представляется другой, ранее не воспринимавшейся стороной. Отдайте своего сына, брата, мужа в доблестную армию и он пропадет без вести где-нибудь в близлежащей стране, выполняя "интернациональный долг", станет карателем или, в лучшем случае, погибнет. Затем к вам придет великий Тимур, которому очень хочется, чтобы им восхищались (иначе зачем же о нем целую книгу написали), станет чинить вам забор, да еще и намузюкает на этом заборе звезду. Эти звезды мне всегда виделись аналогом крестов, что ставили разбойники, охотившиеся за Али-Бабой. Политически ориентированные дети пытаются загладить то, что уже наворотили их старшие товарищи. Напоминает издевательство.

Дети помогают нуждающимся. Как это прекрасно! Только помогают почему-то не всем нуждающимся. Контингент определяет принадлежность к Красной Армии. То есть, помощь оказывается только избранным. Эта базарная библейская еще тема по поводу того, что блага раздаются только в обмен на что-то, никуда не делась. Поэтому всегда нужно помнить о других правилах рынка - быть в курсе цен и следить, чтобы тебя не обманули. Сравнение в тексте Тимура с Богом просто убивает всех тех, кого он еще не успел расстрелять.

Написано великолепно, как и все остальное у Гайдара. Благородная справедливость прет из всех щелей и оставляет неизгладимый след, как от фуражки, на головах маленьких читателей. "Хорошие" подростки, как всегда, бьют "плохих". Если опять же, рассматривать все это с точки зрения политической борьбы, то те, кто не записан в команду Тимура, не имеют отношения к Красной Армии. То есть, дети непролетарских слоев, деклассированные элементы. В книге это определено "он сын матроса", а он нет. Мальчик, имеющий матроса-дядю тут же становится перебежчиком. Дядя Тимура, молодой актер, изображает хмурого старика с наганом и саблей. Все его боятся и это должно быть смешно. Но на самом деле, сразу возникает мысль, что в памяти людей еще свежи воспоминания о ЧК, ходившей с наганами и расстреливающей на месте без суда и следствия. А 37-й год у читателей в предвоенное время прямо перед носом.

Основные приоритеты личности Тимура - желание командовать, являть миру благородный облик, который хорошо выглядит в зеркале, казаться при этом скромным, чтобы привлекать крикливых девочек, и подглядывать в дырочки за результатами своей деятельности. Помимо его мужского интереса к главной героине, автор забыл развить тему, что папа этой героини был большим начальником. Что, впрочем, видно по отдельным мелким элементам повествования. Например, соседка по даче сама напрашивается уборщицей на командирскую дачу и совершенно безвозмездно.

В общем и целом, произведение о том, что детям абсолютно без разницы - куда девать свою энергию, но если бы их уже тогда собрали на какую-нибудь 2-х часовую линейку со стандартной требухой - флагами, барабанами и бессмысленными речами, то они разбежались бы еще до окончания повести.

Ветка комментариев


Да вам-то что за печаль, где и как он сидит? )) Вы на спектакль ходили или на зрителей поплевать?


Когда прямо перед тобой морда Полякова, то поневоле на нее косишься. Спектакль - да, что характерно - был Горький и зрителей было мало


Спектакль-то хоть посмотрели или Поляков своей лысиной затмил представление?


Он же во время спектакля не бегал с флагом и транспарантом "Я - Поляков"


А зачем ему было бегать, если вы с него и так глаз не сводили?))


Да в зале постоянно кто-то сидит. Это я фанат Полякова. Единственного в современной нашей прозе


Есть еще одно неприкосновенное имя - Мириам Петросян))


Этот беспризорницкий ее труд мне совсем не вштырил. Правда книгу я купил в благотворительный лагерь, поэтому читал быстро


А она классная. Такая мурашечная-мурашечная.


Мура? Да, может быть. Вся современная наша проза одна большая Мура


Не обобщайте. Петросян не мура.
Татьяну Толстую вот еще вспомнила. Здорово пишет. Но вы, наверное, не читали.


Вы мне ее уже рекламировали года 2 назад. Странно, что за это время она ушла в небытие. Допускаю, что есть в современной прозе что-то ценное. Процента полтора. сейчас все брошу и начну эти проценты искать


Да не уговариваю.


Судя по всему, она не потомок Льва Николаевича. Но, если судить по фото, ее фамилия читается не ТолстАя, а ТОлстая.


Дались вам фамилии)) Я ее вне книг не воспринимаю вообще.


Это вы зря. Автор привносит часть своей личности в произведения


Да. Но мне вполне достаточно ее книг)


Она внучка другого Толстого-писателя. Алексея.


Алексеев тоже было два. Что-то мне подсказывает, что продавшегося графа, а не Козьмы Пруткова


Внучка "красного" графа. Она часто об этом говорит.


Вот-вот. Я и не сомневался, не зная предыстории


Почему? Хорошо знаете Татьяну Никитичну?


В первый раз о ней слышу. Вернее, во второй. От вас же. Но, как говорил Конан-Дойль, "знание некоторых принципов освобождает от знания некоторых фактов"


Предположу, что знания некоторых принципов здесь вовсе ни при чем, просто не в пустыне живете)) Ну да бог с ней, с Толстой.


В какой пустыне. Прочитал сейчас "Улицкая - первая женщина Русского Букера". Как первая женщина-космонавт. Посмотрел перечень лауреатов. Кто это такие? Я половину фамилий в первый раз вижу


Пытаетесь через Букер отыскать достойную современную прозу?))


Уже пытался. Прочитал "Время женщин" и "Цветастый крест". Не знаю, что гаже


Как говорил Поляков, "путь в забвение усеян Букерами"


А куда подевались цитаты из Сен-Жон Перса?(


Ну никак не ожидал от вас подобного оптимизма!)))

За год в России издается 127 тыс. наименований книг, из которых примерно половина – переиздание классических российских и зарубежных литературных произведений. Однако около 30 тыс. – это оригинальные тексты современных авторов

Хотя циферки меня ошарашили, честно говоря. Может пара лишних ноликов?


Ну, это же абсолютно все. Оттуда нужно вычленить только то, что вообще читаемо. Это процента два. То есть, примерно 600 произведений в год. Из них полтора процента составят 9 произведений. Вполне реальная цифра. Как их найти - вот в чем би о нот ту би


Я читаю современную, и по моим представления в год едва ли дюжина другая того, с чем вообще стоит знакомиться. А вот чтобы еще и удовольствие получить, то тут совсем швах, хорошо, если полудюжина наберется.


Неужели

Рубина, Улицкая, Акунин, Пелевин, Прилепин, Солоневич, Пол Боулз, Гаррисон, Амброз Бирз, Лукьяненко

те, что наши современные, не могут раз в год что-то стоящее изобразить. А мировая-русская классика уже пройденный вариант?


Последние месяцы у меня доля современной русской аж 50%, 13 книг. Очень сильно понравилась одна, но тоже художественность точно не 5, было еще 2-3 четверки.
Скорее можно сказать, что напротив, достойное внимания есть и полдюжины раз в год изображают.

Я не большой любитель классики, да и при нескольких тысячах прочитанных книг со многим, знакомился когда-то. Но например драйзеровскую трилогию года два назад переслушал, "Анну Каренину", после фильма, и наверняка еще пяток книг слушал.
"Венеру в мехах", перед фильмом. Не то чтобы пройденный, но мало интересует.


Да, о вкусах не спорят. Помню был тяжелый период, читал все подряд, не запоминая. Потом оказалось, что одна женская российская проза. Однозвездная


С запоминанием у меня совсем беда, триллеры я не запоминаю не только по названию, но и автора не помню, ну кроме уж совсем-совсем на слуху.