2 июня 2015 г. 22:06
70
5
Классику довольно трудно оценивать: будешь писать исключительно свои ощущения, и сама себя ловишь на глупой мысли "А кто я такая, чтобы..."; но и общими фразами отделываться не хочется, когда книга хороша., да и в другом случае тоже.
Для меня роман "Добыча" прежде всего был удовольствием от процесса чтения, когда вчитываешься в каждую строчку, внимательно следишь за описываемыми картинами или изложением хода мыслей персонажей. Вот, например, прогулка в Булонском лесу, с которой начинается роман: красавица Рене со своим взрослым пасынком Максимом в лучшем экипаже катаются и лениво обсуждают проезжающих знакомых - сплетни, моды, жалобы на скуку. А потом вдруг или не вдруг автор пускается проводить с читателем экскурсию по этому самому лесу: вот, мол, что они могли бы увидеть и почувствовать, если бы хоть на минуту оторвались от своих сиюсекундных забот.
Природа хотя и нечасто является нам на страницах романа, но весьма и весьма важна. Можно даже услышать ее неясный ропот - вокруг человека и в нем самом. Блестящее описание оранжереи в доме Аристида Саккара, ловкого махинатора и мужа Рене (того самого, который в "Карьере Ругонов" до конца оставался "верным демократом и республиканцем", но, конечно, не из убеждений, а просто не сумев выбрать нужную сторону вовремя), - не просто лишний штрих для поражения воображения читателя богатством этих нуворишей. Это стон природы, заключенной в рамки, прирученной экзотики, лишенной своего привычного места обитания. Не такова ли и героиня - прекрасная и выкорчеванная из родной почвы? Или можно вспомнить красавицу Сену в пояске мостов, которая была свидетельницей детских игр Рене и ее младшей сестры. Но природе очень мало удается сказать, и ее голос искажает людская жадность и глупость. Так и любовь Рене - естественная склонность человеческого существа - принимает болезненные и губительные формы. Тут надо сказать еще, что драма героини в том, что она не до конца заглушила в себе прекрасное, человеческое, естественное - в отличие от остальных благородных дам и господ, составляющих общество Второй империи. В конце концов, ее грех и преступление, наверное, не более греховны и преступны, чем у остальных, но мучают ее, мешают, не дают успокоиться. Она не видит, что из себя представляет ее новый интересный любовник, ее связь возникает в общем-то от скуки... и поддерживается привычкой, уязвленным самолюбием.
Ничего страшного внешне не происходит. Все в конце концов устраивается так или иначе. Но впечатление пережитой трагедии - умирания человеческого духа, свободы, стремления к чему-то кроме повседневного - остается с читателем.
А вторым планом в романе разворачивается грандиозное действо - перестройка Парижа. Новые улицы вытесняют старые, возникая из мусора и пыли разрушений. Бурная деятельность осуществляется или симулируется. Из воздуха возникают миллионные состояния, часть из которых так и уходит в никуда, утекает сквозь пальцы... И иногда теперешний фабрикант, бывший рабочий, может вдруг узнать в развалинах на слом дом своей молодости, где он любил и мечтал о будущем, куда усталым приходил после работы... А недавние жильцы могут спешно покинуть свои квартиры, забыв на плите сковородку... Суета и тщета, судорожный успех, замкнутый круг.
Так и Рене - в начале романа полная надежд, тщеславия и красоты, романтического интереса к жизни обращает на себя мимолетный интерес Наполеона Третьего,в конце же незамеченная вновь видит императора, постаревшего, но сохранившего неизменным горбоносый профиль. В конце романа она уже не символ достижений империи, не выставка красот и благ, она - добыча, которую бросили "охотничьим собакам" в награду за удачную охоту.
Комментариев пока нет — ваш может стать первым
Поделитесь мнением с другими читателями!