Больше рецензий

18 мая 2015 г. 16:30

2K

3.5

Если бы Генри Джеймс жил в наше время, он мог бы стать успешным разработчиком компьютерных игр, как мастер написания алгоритмов. Ведь персонажи его произведений действуют, как будто, по строгим инструкциям, точно следуя заданному «стандарту» поведения. Но при этом, надо отметить, герои Джеймса не производят впечатления абстрактных моделей, наоборот, они искусно имитируют реальную жизнь, испытывают какие-то чувства, размышляют, даже меняются, но - в строго ограниченных, заранее установленных автором пределах. Видимо, поэтому их поступки всегда предсказуемы: никаких сюрпризов, спонтанных решений или непредвиденных случайностей. Всё запрограммировано…

Сюжет «Вашингтонской площади» - весьма тривиальный - можно пересказать в нескольких словах: девушка собирается выйти замуж против воли отца, - но вовсе не сюжет составляет главное содержание этого романа. В центре повествования - анализ проявлений внутреннего «я» героев в конфликтной ситуации. По Джеймсу, в основе индивидуальных особенностей личности лежат две категории: ум и характер. В соответствии с чем и распределены роли в романе: у доктора Слоупера есть и ум, и характер (нет лишь сердца, но это к делу не относится); его дочь Кэтрин наделена характером, но лишена ума; нежелательный жених Морис Таунзенд – обладатель ума без характера; ну, а миссис Пенимен, увы, не имеет ни того, ни другого. Что будет делать умный, с характером отец – «учёный медик, кристально честный человек, философ по характеру», - узнав, что его дочь собирается выйти замуж за подлеца? Что будет делать глупенькая девушка «с простоватой внешностью», поставленная перед необходимостью отказаться от прекрасного рыцаря? Как поступит умный «ловкий фат», столкнувшись с противодействием отца невесты?

Банальность сюжета в «Вашингтонской площади» компенсируется тончайшим психологизмом - непрерывной фиксацией малейших оттенков внутреннего состояния героев и подробнейшим их анализом. И хотя этот анализ, на мой взгляд, крайне наивен, а сами герои – не более чем марионетки в руках автора, их переживания и эмоции описаны в очень привлекательном стиле, изысканно, с глубоким вниманием к деталям: многозначительные паузы в разговорах, внезапный румянец, взгляды в окно и т.д. Или такой нюанс: запах китайского ясеня. Это странное растение – символ Вашингтонской площади - упоминается в самом начале романа и некоторым образом «соотносится» с определёнными событиями в жизни героини. Затем деревья надолго исчезают из повествования. И вдруг по прошествии многих лет, в финале романа снова возникает этот характерный запах. И читатель тут же понимает: сейчас появится призрак из прошлого…

Красота прозы Джеймса – в деталях.
Картина в целом – обыкновенная нравоучительная история.

"Открытая книга". Тур 28. Совет от Lucretia .

Комментарии


Ну.... расписали... Понимаешь умом - салонный романчик, когда ящиков не было, отлично заменял мылодрамы, которые по России бесконечно. И все ж - красиво. И Кэтрин, и Морис и доктор - все на местах. И вчмтываешься в каждое слово


всё-таки я лучшего мнения о Джеймсе)) не думаю, что он писал книжки для развлечения скучающих "домохозяек"
а насчёт "красиво" - согласна))


В то время понятие "домохозяйка" еще не существовало. Это салонный роман, чтение в узком кругу друзей. Но он сравнивает в своих романах жизнь США и Европы, что ему +.


поэтому оно и в кавычках...
Несмотря на то, что роман можно отнести к кругу "женского чтения", из серии "она влюблялася в обманы / И Ричардсона и Руссо", он всё-таки нечто большее, чем просто любовный роман (должен быть, как я полагаю, по замыслу автора), как, например, и "Ася" Тургенева не исчерпывается лишь любовной историей.
И не потому, что сравнивается жизнь США и Европы (Джеймс, безусловно, знаменит сопоставление европейской и американской культуры, и это действительно интересно, но именно в этом романе ничего подобного нет), а потому, что, как мне кажется, это была попытка описать (я бы даже сказала, нарисовать) трагедию тонко чувствующей женщины. Но уж слишком прямолинейно получилось.


Дилемма шекспировской Корделии. - кого больше любишь, отца или парня?


то, что тема вечная - это точно))
причем у Джеймса вдвойне трагедия: и парень подлец оказался, и отец - эх...


Морис потратил все свои деньги, полученные в наследство, т. е. как бы и не его. Отец женился на богатой матери Кэтрин, но лишил счастья жениться на богатой Мориса