Больше рецензий

4 мая 2015 г. 18:19

162

5

Малая форма для меня технически интересна.
Я по натуре рассказчик.
И мне важно само повествование.
Денис Драгунский
Какая талантливая семья Драгунских! Виктор Юзефович Драгунский - прекрасный детский писатель. Денис Викторович Драгунский - блестящий прозаик, рассказчик (для взрослых). Ксения Викторовна Драгунская - известный драматург.
С рассказами (и другими жанрами) Дениса Драгунского познакомилась несколько лет назад. Теперь читаю почти всё (в авторском блоге и в бумажных книгах), что выходит (и вышло) из-под его пера. Дошло до того, что провела урок литературы в 10 классе по его рассказу, на мастер-классе для учителей тоже использовала текст этого замечательного автора. Попытаюсь проанализировать два рассказа Д.Драгунского. Пересказать их невозможно, нужно читать.
"Окна во двор". Название рассказа вызвало ассоциации с триллером моего любимого режиссёра А. Хичкока "Окно во двор". У Драгунского оказалось всё не так страшно, но в какой-то мере триллерно. В тексте 4 персонажа: рассказчик, его приятель-бизнесмен, любовница Лиза, жена приятеля. В начале романа любовнице было 19 лет, бизнесмену - 42 года. В конце истории Лизе 36 лет, любовнику почти 60. Круто! Форма композиции - рассказ в рассказе.
Обратим внимание на сильные позиции текста. Первое предложение: "Жутко подлые бывают бабы! – вдруг сказал мой приятель, бизнесмен в области искусства: галерист и коллекционер, говоря по-старинному – маршан". Маршан - торговец (толковый словарь). Последнее предложение: "Тихо! – сказал я. – Тебе нельзя волноваться". Заголовок, вероятно, связан с квартирой, которую купил Лизе любовник: "Я ей квартиру купил, представляешь себе? Двухкомнатную, на Каретном ряду, все окна в зеленый двор. Ремонт оплатил. Мебель вместе с ней ездил покупать. Обставил, можно сказать, по своему вкусу". Важна роль лексических повторов в тексте. И Лиза, и рассказчик произносят одну и ту же фразу: "Тихо, тихо, тебе нельзя волноваться".
Вопросов возникает множество. Как повествователь относится к бизнесмену? Видимо, иронично и насмешливо. А была ли любовь? Почему такое название? Какую роль играет жена в рассказе бизнесмена?
Владислав Ходасевич "Окна во двор".
"Предложение". Это, конечно, рассказ: одно событие, совсем минимум героев, экономия всех возможных средств. Обнаружила все части сюжета (от экспозиции до развязки), кроме эпилога. Есть даже внесюжетные элементы: портрет Кати, пейзаж. Композиция простая линейная. Один день в начале сентября на даче у приятеля - вот и весь хронотоп.
Повествование ведётся от 1 лица, от лица студента. Думаю, что это сказ (передача устной чужой речи). В описании природы нет слов в переносном значении: "Самое начало сентября, не жарко, солнечно и сухо". Портрет девушки крайне скуп: "Ещё моложе и красивее". В диалоге применяется разговорная лексика: "классно, подучусь, на ровном месте, ну". Очевидно наличие парцелляции (намеренное расчленение текста на самостоятельные фрагменты): "Я умею варить макароны. Толстые, с дыркой. И тонкие тоже. Еще я умею варить вермишель. Также я могу сварить лапшу. У меня хорошо получаются рожки. Перья. Ушки. И ракушки". Понятно, что автор, используя все эти приёмы и средства, создаёт образы совсем молодых людей, студента и школьницы.
Интересно было бы обнаружить три вида информации в художественном тексте. Фактуальная. Студент и школьница на чужой даче гуляют по лесам-лугам, девушка (как бы в шутку) делает юноше предложение. Он интересуется, умеет ли она готовить. Умеет макаронные изделия. В финале герои хохочут, но "слишком долго и громко". Подтекстовая. Катя хочет замуж по примеру сестры, студент не хочет жениться. Еда в браке играет очень важную роль (ирония?). Концептуальная. Предлагаю целый набор.1. Путь к сердцу мужчины лежит через желудок. 2. Не умеешь готовить - замуж не возьмут. 3. Делать предложение должен только мужчина. 4. Слово - серебро, молчание - золото. 5. Женщины готовят - мужчины едят.
"В малой форме сказать можно больше. К тому же я люблю ясность. Практически во всех моих текстах есть какая-то фабула, какой-то занятный сюжетный ход. В них постоянно что-то происходит, в середине случаются невероятные перестановки, а к концу все меняется местами" (Денис Драгунский).

Мои эссе: "Окна во двор". "Тебе нельзя волноваться"