Больше рецензий

25 апреля 2015 г. 10:32

12K

5

"Я умру, умру!" - кричала Анна Каренина. И так на протяжении всей книги. Разумеется, смысл именно в воплях, но добрый Толстой довел таки это добродетельное желание до смыслового конца. Жаль только, что так поздно - если бы Анна бросилась под поезд где-нибудь в начале повествования, то и бедные школьники не получили этого ужасающего почти тысячестраничного мучения.

Разумеется, тема наитончайшей неистовой истерички, которая кричит позерствует и долбит мозг всем окружающим, в произведении не основная, только вот кто об этом помнит? Спросите у народа - кто такая Анна Каренина и вам ее охарактеризуют как "бабу бросившуюся под поезд". Тема не только не основная, а я даже как-то затрудняюсь назвать произведение Толстого, где любовная тема является главенствующей. Да, он использует женщину как инструмент, но во главе стола всегда темы вечные - поиск себя, Бога, семейные ценности, выбор, мораль, нравственность и т.д. Все это есть и в "Анне Карениной", есть в зачаточном состоянии сравнительно с тем, что гений автора четко, конструктивно и выразительно, не растекаясь мыслями по древу, изобразил в "Исповеди", "Смерти Ивана Ильича", "Крейцеровой сонате", "Дьяволе", "Утре помещика" и т.д.. По существу, "Анна Каренина" - это проба пера, примитивный вариант всех этих произведений, коммерческий тысячестраничник для раскрутки. Лев Толстой был умелым журналистом и всегда чувствовал нужный момент для создания того или иного произведения.

Связка "русская душа Левина" и "Анна Каренина - истеричка" имеет единую эмоциональную составляющую. Ради Бога, пусть имеет. Только, опираясь на слова самого же Левина, прилагательное "русский" следовало бы извлечь. Образ Анны не является типичным русским, выявленные в нем глупость и эгоизм, желающие и рыбку съесть, и за дровами далеко не ходить, присущи лишь небольшой прослойке, которая на виду и которую используют исключительно в качестве развлечения, благодаря их внешним данным. Сами понимаете, что сие недолговечно и условно. Пользуясь случаем, хочу сказать всем аннам карениным - дешевкам и истеричкам - прыгайте под рельсы когда вам угодно. У нас рельсов много. Сообщите заранее - я вам их еще и салом намажу. Во всем остальном мы имеем дело с самым обычным женским долбокрутством. Произведение пересыщено противоречивыми тенденциями типа "в любви не бывает "больше и меньше" и здесь же, буквально рядом, идут длительные разглагольствования о тонкости и многообразии женского эмоционального восприятия, недоступного мужчине.

Вообще, всю эту базу, что Лев Толстой подвел под эмоции - изобразил крикунью Анну, перевел ее на Левина и чудеснейшим образом пришел к пониманию Бога, радует своею логичностью и логичным же(!) ходом по поводу того, что разум в эмоциональных делах не помощник. Великолепный смысловой тупик, логический коллапс. Пришел к Богу эмоциональным путем - сиди радуйся, всем говори об этом и не пытайся объяснять. Убогие все равно не поймут. Такого в нашей жизни очень много - гадалки, экстрасенсы, ясновидящие, шахиды, российские выборы - все то, что держится исключительно на слепой вере. Впрочем, сие относится к Льву Толстому в меньшей степени, хотя и имеет общую составляющую.То бишь - основная идея Льва Толстого сводится по сути к тому, что русский человек должен опираться на чувства, а не на разум, то есть - стать женщиной. Потому что это наше родное, помните, как ребенок выбрал свое.

Длинный список презираемых женщин, забывших о своих детях (хотя в то время их по умолчанию отдавали гувернанткам и нянечкам) состоит из Бекки Шарп, Эммы Бовари, Скарлетт Охара и вот, он довершен Анной Карениной. Причем последняя откровенно бросила своего сына. Только почему-то общественное мнение Анну Каренину жалеет и ей сочувствует. Знаете почему? Она постоянно всем рассказывает о своих проблемах, о своих типа страданиях. Все просто - бросайте детей, не парьтесь этим вопросом вообще, просто периодически истерите по этому поводу и прослывете чудесной мамой. Мучаются в этой жизни все, но о мучениях Анны тоже знают все. Вообще, главная героиня должна была всегда иметь с собой кинжал, перстень с ядом или с детства учиться смертельно разбивать голову о ближайшую стену. Поезда, знаете ли, вещь ненадежная. Они опаздывают постоянно.

О Левине могу сказать следующее - он мужик. Не в смысле мужчина, а в смысле из поля. Тугой, примитивный, закомплексованный - в общем, это мечта любой анны карениной или какой другой дуры типа Китти. Он мог чудно доказать всем свои идеи и принципы, женившись на крестьянке, но почему-то эта мысль ему в голову не пришла. Вронский же был неправ. Он должен был при Анне демонстративно отрезать себе яйца.

В итоге, образ Анны Карениной - сочетание дуры, лживой дуры и лживой дуры, прикидывающейся любящей - стал именем нарицательным. "Анна Каренина" - полновесное сборище уродов и дебилов, радует своим раздражающим эффектом. Причем по ходу повествования абсолютно никого не жалко. Жалко только лошадь, разбившуюся во время скачек. Кто вообще дал право человеку мучить животных вот уже столько тысячелетий?

Стоп! Это была не я! - закричала Анна Каренина. - Эмиль Золя угорел!



P.S. Не прыгнула Анна Каренина ни под какой поезд. Это все Толстой придумал.

Ветка комментариев


С исламом?


Ислам мне видится похожим на русское христианство с заменой местами приоритетов. У них правила первичны, а послушание вторично


Да, понимаю. (Кстати: правило правилу рознь. С интересом узнала когда-то о некоторых установках ислама, например "Лучше бОльшее знание, чем бОльшее поклонение". Понятно, что "знание" - это часть "поклонения" - и всё же. А в христианстве на меня производит впечатление, например, завершение Нагорной проповеди: "Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный". Я имею в виду высоту уровня возможного развития человека).


Как бы не развивался человек, развитие будет однобоким именно потому, что он человек. Выверты каждой отдельной религии тому подтверждение. Удручающее подтверждение, ибо характеризуют не человека, а группу людей


... однобоким? Что вы имеете в виду? _ Если у человека есть способности к музыке, ему нужно развивать их, много, серьёзно и долго работать. Да, это будет ТОЛЬКО виртуозный музыкант, НО ведь ВИРТУОЗНЫЙ музыкант. В разносторонности в этом случае нет необходимости.


"Музыкант" - это прикладное выражение развития человека. Если не воспринимать его буквально, как "результат дегенерации определенной социальной группы"


Думаю: в чём ошиблась? Не так. Правильно "Лучше меньшее знание, чем большее поклонение". Но это не меняет главного.


... о христианстве: если послушание первично, то чему?


«христианство» слишком обширное понятие. Слишком много конфессий, отличающихся механизмами проникновения. Православие имеет связь конкретно с Новым заветом и со страной. Что теперь является главенствующим сказать сложно. Послущание, смирение, потребность в твердой руке –не имеет значения на самом деле. Сначала слушаются, а потом думают. Я давно предлагал бога на чебурашку заменить


Да, метод "сначала слушаться, потом думать" неверен. Конечно, думать и поступать так или иначе. Другое дело, что поступок может не находиться в противоречии с религиозной установкой. Например, "не убий" не вызывает у нормального человека никакого внутреннего конфликта, нет оснований дискутировать в частности с этим тезисом. _ Не согласна с распространённым и, я сказала бы, модным утверждением, что невозможно быть разумным человеком и верить. (В диалоге со мной здесь один очень разумный человек, атеист, высказал мысль, что вера - это итог личного душевного переживания. Он прав, я думаю).


Любая установка делает из человека скотину. Истина - она на то и истина, что всегда и в любой момент выдерживает проверку. Если не придерживаться абсолютных истин, которых и не может быть в человеческом обществе из-за несовершенства самого человека, то "не убий" превращается не в конфликт, но в вопрос, который заставляет человека думать и смотреть на себя со стороны.

Не согласна с распространённым и, я сказала бы, модным утверждением, что невозможно быть разумным человеком и верить. (В диалоге со мной здесь один очень разумный человек, атеист, высказал мысль, что вера - это итог личного душевного переживания. Он прав, я думаю).

Правда в этом вопросе у каждого своя. В вере больше нуждаются люди неразумные, отсюда и большинство выводов, сделанных о них людьми разумными. Разумные чаще верят в душевные переживания. Атеист верит в то, что не во что не верит. Лев Тостой верил в разум и только с возрастом научился не превращаться в Анну Каренину. Представляю - каких усилий ему это стоило. А я верю в бога нашего Чебурашку, спасибо ему за хлеб, соль и крокодила гену