Больше рецензий

25 апреля 2015 г. 10:32

12K

5

"Я умру, умру!" - кричала Анна Каренина. И так на протяжении всей книги. Разумеется, смысл именно в воплях, но добрый Толстой довел таки это добродетельное желание до смыслового конца. Жаль только, что так поздно - если бы Анна бросилась под поезд где-нибудь в начале повествования, то и бедные школьники не получили этого ужасающего почти тысячестраничного мучения.

Разумеется, тема наитончайшей неистовой истерички, которая кричит позерствует и долбит мозг всем окружающим, в произведении не основная, только вот кто об этом помнит? Спросите у народа - кто такая Анна Каренина и вам ее охарактеризуют как "бабу бросившуюся под поезд". Тема не только не основная, а я даже как-то затрудняюсь назвать произведение Толстого, где любовная тема является главенствующей. Да, он использует женщину как инструмент, но во главе стола всегда темы вечные - поиск себя, Бога, семейные ценности, выбор, мораль, нравственность и т.д. Все это есть и в "Анне Карениной", есть в зачаточном состоянии сравнительно с тем, что гений автора четко, конструктивно и выразительно, не растекаясь мыслями по древу, изобразил в "Исповеди", "Смерти Ивана Ильича", "Крейцеровой сонате", "Дьяволе", "Утре помещика" и т.д.. По существу, "Анна Каренина" - это проба пера, примитивный вариант всех этих произведений, коммерческий тысячестраничник для раскрутки. Лев Толстой был умелым журналистом и всегда чувствовал нужный момент для создания того или иного произведения.

Связка "русская душа Левина" и "Анна Каренина - истеричка" имеет единую эмоциональную составляющую. Ради Бога, пусть имеет. Только, опираясь на слова самого же Левина, прилагательное "русский" следовало бы извлечь. Образ Анны не является типичным русским, выявленные в нем глупость и эгоизм, желающие и рыбку съесть, и за дровами далеко не ходить, присущи лишь небольшой прослойке, которая на виду и которую используют исключительно в качестве развлечения, благодаря их внешним данным. Сами понимаете, что сие недолговечно и условно. Пользуясь случаем, хочу сказать всем аннам карениным - дешевкам и истеричкам - прыгайте под рельсы когда вам угодно. У нас рельсов много. Сообщите заранее - я вам их еще и салом намажу. Во всем остальном мы имеем дело с самым обычным женским долбокрутством. Произведение пересыщено противоречивыми тенденциями типа "в любви не бывает "больше и меньше" и здесь же, буквально рядом, идут длительные разглагольствования о тонкости и многообразии женского эмоционального восприятия, недоступного мужчине.

Вообще, всю эту базу, что Лев Толстой подвел под эмоции - изобразил крикунью Анну, перевел ее на Левина и чудеснейшим образом пришел к пониманию Бога, радует своею логичностью и логичным же(!) ходом по поводу того, что разум в эмоциональных делах не помощник. Великолепный смысловой тупик, логический коллапс. Пришел к Богу эмоциональным путем - сиди радуйся, всем говори об этом и не пытайся объяснять. Убогие все равно не поймут. Такого в нашей жизни очень много - гадалки, экстрасенсы, ясновидящие, шахиды, российские выборы - все то, что держится исключительно на слепой вере. Впрочем, сие относится к Льву Толстому в меньшей степени, хотя и имеет общую составляющую.То бишь - основная идея Льва Толстого сводится по сути к тому, что русский человек должен опираться на чувства, а не на разум, то есть - стать женщиной. Потому что это наше родное, помните, как ребенок выбрал свое.

Длинный список презираемых женщин, забывших о своих детях (хотя в то время их по умолчанию отдавали гувернанткам и нянечкам) состоит из Бекки Шарп, Эммы Бовари, Скарлетт Охара и вот, он довершен Анной Карениной. Причем последняя откровенно бросила своего сына. Только почему-то общественное мнение Анну Каренину жалеет и ей сочувствует. Знаете почему? Она постоянно всем рассказывает о своих проблемах, о своих типа страданиях. Все просто - бросайте детей, не парьтесь этим вопросом вообще, просто периодически истерите по этому поводу и прослывете чудесной мамой. Мучаются в этой жизни все, но о мучениях Анны тоже знают все. Вообще, главная героиня должна была всегда иметь с собой кинжал, перстень с ядом или с детства учиться смертельно разбивать голову о ближайшую стену. Поезда, знаете ли, вещь ненадежная. Они опаздывают постоянно.

О Левине могу сказать следующее - он мужик. Не в смысле мужчина, а в смысле из поля. Тугой, примитивный, закомплексованный - в общем, это мечта любой анны карениной или какой другой дуры типа Китти. Он мог чудно доказать всем свои идеи и принципы, женившись на крестьянке, но почему-то эта мысль ему в голову не пришла. Вронский же был неправ. Он должен был при Анне демонстративно отрезать себе яйца.

В итоге, образ Анны Карениной - сочетание дуры, лживой дуры и лживой дуры, прикидывающейся любящей - стал именем нарицательным. "Анна Каренина" - полновесное сборище уродов и дебилов, радует своим раздражающим эффектом. Причем по ходу повествования абсолютно никого не жалко. Жалко только лошадь, разбившуюся во время скачек. Кто вообще дал право человеку мучить животных вот уже столько тысячелетий?

Стоп! Это была не я! - закричала Анна Каренина. - Эмиль Золя угорел!



P.S. Не прыгнула Анна Каренина ни под какой поезд. Это все Толстой придумал.

Ветка комментариев


Бродский говорил, что искусство учит частности человеческого
существования.
Неужели нельзя воспринимать Анну как отдельное человеческое существо со своими действиями и страданиями? Неужели обязательно вписывать ее в те или иные категории, навешивать на нее ярлыки и, исходя из этого, над ней глумиться.


Бродский

он подтвердил свою частность путем анны каренины, встав в позу обиженного

как отдельное человеческое существо со своими действиями и страданиями. Неужели обязательно вписывать ее в те или иные категории, навешивать на нее ярлыки

у вас есть прекрасная возможность - начать с себя, перестав раздавать ярлыки. Особенно там, где вы ничего не поняли. Что касается "отдельное человеческое существо", то это лесть анне карениной и втайне самой себе. Анаа Каренина - это не просто истерический персонаж Толстого. Это та часть общества, которая претендует на тонкую душевную организацию, не имея никакого на то основания. Выражаясь языком интернета - большая часть "небыдла"


Непонятно, почему вы разговариваете в таком тоне и переходите на личности.
Обычно я с интересом читаю ваши рецензии, но в случае с этой возникло стойкое ощущение, что суждение находится под влиянием эмоций и, скажем так, выходит далеко за рамки образа Анны Карениной. Поэтому я уточнила.

Анаа Каренина - это не просто истерический персонаж Толстого. Это та часть общества, которая претендует на тонкую душевную организацию, не имея никакого на то основания.

А какие должны быть основания? Бог с ней с Анной; но в самом деле интересно.


Все суждения находятся под каким–то влиянием. Даже если человек цитирует. Почему именно эта цитата, почему именно сейчас и т.д. Эмоционально написали вы, а я только привел пример эмоций. У Мураками в какой–то книге девушка покончила с собой. Она просто куда–то выбежала и ее больше никто не видел. Самоубийство –право каждого. Но анны каренины всех этим шантажируют, но под поезда не бросаются. Имя написано с маленькой буквы умышленно. А имеющий в кармане мускат не обязан об этом кричать, запах и так распространится. Кричат позеры и клоуны


А имеющий в кармане мускат не обязан об этом кричать, запах и так распространится. Кричат позеры и клоуны

Я роман читала давно, но, насколько помню, Анна Каренина и не претендовала на высокие духовные заслуги. Там Левин Бога искал да Каренин по медиумам ходил.
А "тонкая душевная организация", мне кажется, не обязательно предполагает внутренние мускаты, это просто чувствительность к воздействию среды, как внешней, так и внутренней.
Анна порвала связи со старым окружением, стала фактически изгоем, ушла с головой в чувства ко Вронскому - но мир страстей весьма эгоцентричен и при отсутствии выхода в большее, к служению другому человеку или духовности (Левин с Китти), ведет к невыразимым страданиям, ослеплению души и мучению партнера - таким в свое время, по крайней мере, мне увиделось отношение Толстого. Ты словно бы находишься в тесной комнате и не можешь оттуда выйти, и тебя это давит, давит - сейчас такого тоже хватает, но больше возможностей покинуть замкнутый круг.
А что до внутренней: кажется, до встречи с Вронским Анна душевно спала и исполняла роль красивой фигуры при муже. И тут внезапно она проснулась. Но не знала, что делать, не могла контролировать, потеряла управление - и понеслось. Ее "истерики" - не шантаж ради шантажа, а скорее сигнал, что она потерялась, заблудилась, ей не за что удержаться, она просто тонет. Потому и Вронский пребывал в полном замешательстве - он мог удовлетворять ее желания и капризы, это ничего ему не стоило и изначально подразумевалось, но он не мог удовлетворить ее эмоциональную потребность, поскольку потребность такого рода вообще удовлетворить невозможно: она просто пожрала все остальное, чем человек в жизни может заниматься. И социум тут тоже сыграл свою роль.
Это мой субъективный взгляд, да я и не говорю, что Анна молодец, - просто по рецензии мне показалось, что вы ее считаете истеричной проституткой и ничего кроме. Не думаю, что Толстой вообще стал бы браться за такой образ.


Отношение самого Толстого к Анне менялось со временем походу того, как менялся сам Толстой. Об этом есть в комментариях. Анна Каренина является главной фигурой произведения, ибо Толстой показал ее как неконтролируемую и недоступную постороннему взгляду эмоцию, которая присутствует в более важной и скорее всего основной теме произведения - поиске Левиным себя, смысла жизни и Бога. Именно с помощью этой же эмоциональной составляющей Левин пришел к пониманию бога. Ее можно воспринимать, но нельзя объяснить. Но Анна Каренина была нужна, чтобы абсолютно все прочувствовали на своей шкуре эмоциональное присутствие. Все это гораздо более удобоваримо Толстой объясняет в "Исповеди" и подводит фундаментальную базу во "В чем моя вера?". Анна Каренина выглядит очень бледно на фоне этих произведений. Проститутка - это сильно сказано. Анна проста и бесхитростна. Таких проституток не бывает. Сказать своему мужу то, что беременна от другого мужчины - может только полная дура. Толстой предал ей такой трепетный облик, лелеял его, а потом от него отказался. Впрочем, это понятно. Относиться не предвзято не считаю нужным, ибо на то мы и люди, чтобы высказывать свои суждения. К теме по поводу Анны, безусловно, подготовился, но изводить вас ею не собираюсь. Отношусь к "Анне Карениной" плохо, потому что из-за этого произведения, из-за этого бесючего образа, был на долгие годы отлучен от Льва Толстого, который для меня находится в поздней короткой прозе.


Спасибо большое за интересный и развёрнутый ответ.