Больше рецензий

Bad_Wolf

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

21 апреля 2015 г. 21:53

1K

4

The twin gods, Necessity and Chance, walked among the stars.
What needed to be, was; what might be, sometimes was.

Rachel Hartman, "Shadow Scale"


Рэйчел Хартман - отличный пример того, как не надо писать подростковые циклы. И дело тут, как ни странно, не в качестве самих книг, а в подходе к их появлению на книжных полках, реальных и виртуальных. Судите сами: автор пишет первую книгу, как потом выясняется, цикла в июле 2012 года, оставляет финал открытым и требующим продолжения, читатели, привыкшие к определённому порядку, когда дело касается кидалтовых циклов, ждут книгу в 2013... и промахиваются. Получают дату релиза в 2014... и снова обретают индейскую национальную избу, и только лишь в марте 2015 года сменившее первоначальное название продолжение, наконец, попадает в их цепкие руки.

Видимо, автор всё же учла свой прокол с временными рамками, потому что в начале приводит этакий дайджест событий первого тома для тех, кому за три года было лень перечитать начало эпической истории. (Не зная этого, перед тем, как сесть за чтение продолжения, я всё же переслушала аудиокнигу Seraphina и, надо сказать, открыла для себя много нового... нет, вру, вообще будто в первый раз читала, в памяти почему-то сохранились сплошные сюжетные огрызки). Вообще было бы неплохо, если бы то была постоянная практика для авторов, которые пишут циклы, особенно когда увязаешь в паре десятков многотомных эпопей.

У драконов развязывается гражданская война, которая грозит захлестнуть Горедд, так что королева Глиссельда отправляет Серафину на поиски других полу-драконов, ибо объединёнными усилиями они могут защитить столицу от огромных огнедышащих ящеров. Полная надежд Серафина радостно отправляется на поиски и дооолго и нуууудно путешествует из страны в страну, периодически находя своих братьев и сестёр, а чтобы всё не было так радостно и безоблачно, Хартман вспоминает про единственную итиасаари (полу-дракона в местной терминологии), которую Серафина когда-то изгнала из своего мыслесада, и выводит её на роль главного антагониста. Сказать что-либо ещё о сюжете и избежать крупных спойлеров проблематично, так что остановимся на этом.

Для меня эта книга была похожа на трек неизвестной геометрии: никогда не знаешь, где застрянешь. Бодренькое начало вылилось в достаточно тягомотное путешествие по полям-лесам-горам, переросшее в мою, пожалуй, любимую часть, когда действие развивается в Порфирии, потому что это страна, которая Рэйчел удалась особенно хорошо, и действительно интересно смотреть на их уклад жизни, на особенности языка (шесть обращений на основе пола, попробуй угадай), на мир вокруг. Если Найнис и Самсам (особенно фанатичный и нетерпимый Самсам) вышли блёклыми и незапоминающимися, то на Порфирии автор, видимо, выложилась, за что ей спасибо. Затем последовало возвращение в Горедд (и в определённый момент путешествие по его болотам) и какой-то глупо-скомканный финал. Глупо - потому что Хартман, похоже, абсолютно забыла про характер своих героев и стала поощрять их делать глупости, а скомканный, потому что главная проблема в итоге решается за десять минут каким-то абсолютно читерским способом с привлечением биг босса, который играет за "наших".

Более того, финал страдает от креативных решений автора в плане дальнейшей судьбы главных героев. За Орму минус, за Глиссельду с её признанием - огромный минус, потому что это было взято с потолка и пришлось ну абсолютно не в тему, за Киггса - минус вдогонку предыдущему минусу, и больше всего меня здесь раздражает, как все спокойны. За раскрытие (вернее, за его отсутствие) большей части свежих итиасаари тоже, в общем-то, минус - понятно, что народу нагнали, потому что было запланировано, но в итоге 90% из них болтаются размытым фоном, ибо на них элементарно не хватило времени.

Я, возможно, несколько сгущаю краски, однако пройти мимо тех моментов, которые испортили радость от долгожданного продолжения, трудно. Но! Автор отлично прописала историю главного антагониста и взаимодействие с Серафиной, и мне действительно очень понравилась порфирская часть повествования, к тому же, язык Хартман по-прежнему приятен и радует глаз, а ещё здесь есть Абдо, много Абдо, который не может не очаровать всех и вся. Вдобавок я всё ещё пребываю в восторге от драконьей логики, а у ардмагара Комонота, кажется, поехала крыша, но это так мило!

Подведём итоги: в целом цикл получился любопытным, но до шедевра ему далеко, хотя порой приятно взять в руки нечто такое вот размеренное и неторопливое. Первая часть оставила в душе более глубокий след, нежели вторая, и создаётся впечатление, что автору надо было написать продолжение, но ей не очень хотелось это делать, поэтому получилось то, что получилось. Такое чувство, что какие-то куски у неё были заготовлены, а всё остальное - просто попытки увязать созданные раньше отрывки сюжета. Я ни разу не жалею о том, что села знакомиться с творчеством Рэйчел Хартман, но, пожалуй, воздержусь от поддержания этого знакомства - вряд ли мы обе будем ему рады, так зачем портить впечатление. Но самый главный плюс здесь в том, что "Серафина" не похожа на тонны вампиро-оборотнево-ангельско-демонического кидалта, захлестнувшего книжные полки, а это чего-то да стоит.