Больше рецензий

red_star

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 апреля 2015 г. 10:39

364

4

Второй роман цикла про слегка прикрытую Византию – Сарантий вызвал смешанные чувства. Автор определенно умеет хорошо писать, тщательно и интересно обрабатывает реальную историю для создания своего мира, столь похожего, но другого. А с сюжетами у него проблема.

Во второй книге цикла наметилось и оформилось то отхождение от линии истории, реализовавшейся в нашем мире, отсутствие которого так смущало меня в первом томе. Не скажу, что такое отклонение мне понравилось, я испытал, э, идеологический дискомфорт, но это дело автора – куда отклонять течение альтернативной истории. Проблема в том, что несмотря на изменение этой линии, ничего так и не произошло. Да, два романа, а результат нулевой.

Это живо напомнило мне книгу Джорджа Мартина "Гавань ветров" , к которой были такие же претензии – великолепно созданный мир летателей и отсутствие внятного сюжета. Кстати, с манерой Мартина «Сарантийскую мозаику» роднит и некоторая кровавость и количество убитых и покалеченных действующих лиц.

Если же рассматривать книгу и цикл как мозаику, как статический вид искусства, тогда мои претензии автоматически снимаются, и перед нами предстает отлично выписанная картина «поздней античности», с удивительным Константинополем, остроготской Италией, сасанидским Ираном. И почти вспыхнувшим исламом на дальних задворках. Такая картина-панорама, где ты стоишь в центре и вертишь головой, чтобы рассмотреть подробности на первом - предметном и заднем - живописном планах.
картинка red_star
Мозаики пресбитерия церкви Сан Витале в Равенне. 546–548 гг.

И да, фэнтези-составляющая не стала менее вымученной, зачем она вообще была нужна?

Ветка комментариев


Читал я как-то про псевдоВизантию - у Тартлдава, Потеряный легион, что ли. Было страшно скучно. Хотя это никак не повлияет на то, что однажды про Сарантий я все-таки почитаю.