Больше рецензий

viktork

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 апреля 2015 г. 19:28

171

3

Сборник эссе, статей, лекций армянского антропософа, живущего в Базеле. Оригиналы писались на русском и немецком, а потом переводились самим автором. Переовдчик он хороший (Мы уже отдавали должное его трансляции на русский «Сонетов к Орфею» Рильке). Иногда увлекательно, иногда скучно. Свасьян, кажется, виртуозно владеет неродными ему языками и наверно, гордится тем, что и по-русски, и по-немецки пишет многих (и даже большинства) «носителей языка». Но так ли это? Стилистически эссе написаны с большой изощренностью. Автор вовсю бегает по вершинам и долинам Стиля, любуясь окрестностями. Но – зачем?
Что, собственно, Свасьян утверждает, постоянно варьируя свои любимые темы. Что культура, то есть цивилизация зашла в тупик, Европа выродилась, пошлость и глупость повсеместно торжествуют, наука в кризисе, философия (и история философии) закончилась, и т.д. Ну, со всем этим можно согласиться, особенно, когда сталкиваешься с деградацией образования или ненароком подвергаешься шумовой агрессии современной «музыки» и прочего искусства. Но приходится ВЫЖИВАТЬ в таком мире, другого нет. А делать то что? Всем изучать наследие Рудольфа Штайнера? (Вон Бугаев наизучался в свое время. До углубления природных зачатков сумасшествия). Мир, к разочарованию Свасьяна, не похож на сплошной Гётеанум. Ну, а почему он должен быть на него похож. Духу приходится выживать с большими трудностями и опасностями. Ну, а когда НЕ приходилось? И вправду ли нынешние мерзости страшнее того, что было? Ну, не знаю… Линия Гете-Штирнер-Гицше-Штайнер – не единственный путь для духа.
И еще. Можно сказать, что при выходе на «русскоязычную аудиторию» Свасьяну нужно быть несколько «поосторожнее на поворотах». Вдруг в этой аудитории найдутся люди, которым не понравится, скажем, утверждение КАС, высказанное в одном из интервью, что на Эльбе встретились ковбои и ведьмаки. Или же политкорректность распространяется сейчас только на чернокожих и геев, а внуков погибших и выживших «ведьмаков» можно оскорблять безнаказанно. И почему это они вдруг оказались в Германии, о которой наш горец льет непрерывно слезы? Конечно, автор жалеет дошедшую до смерти великую немецкую философию. Но и про «политические казни в Нюрнберге» заметить не прочь. А что, «немецкая вина» это просто выдумка русских с американцами (англичане инициаторы?). «Не виноватая я»! Как армяну Свасьяну понравилось бы, например, высказанное сочувствие к турецким организаторам геноцида, убитым в отместку армянскими террористами? Увы, несмотря на великую эрудицию, по отношению к нам Свасьян выступает как типичный представитель одного из некогда «братских» народов. То есть, русским он просто ХАМИТ, надеясь, на привычную здесь безнаказанность.
Почитать размышлизмы «Растожествлений» забавно, но надо помнить и про неоднозначную фигуру автора.