Больше рецензий

14 апреля 2015 г. 16:00

33

5

Думаю, каждому из нас знакомо чувство, казалось бы, абсолютного одиночества: у тебя пропадает настроение, начинаешь думать, что еще один такой день и дальше все это будет повторяться снова и снова...но наступает новый день, ты решаешь изменить мир к лучшему, за окном птички поют и все, слава Богу, встает на свои места. Но как что-то может встать на свое место, если его нет, и одиночество, хаос и барахолка становятся, по сути, твоим новым бременем? Причем так, что все это прожигание времени удачно маскируется, словно бы говоря: "Принимай меня за жизнь". Хотя от истинной жизни там не осталось и следа...
Послевоенная Франция - период не только политического, но и морального разложения. Каждый старается пережить день грядущий, покушать, напиться и все это неважно какими путями.
В центре повествования находится малолетний преступник, обреченный, казалось бы, на такую же судьбу,как и все, ведь он старается нажиться на других, где-то что-то своровать, у кого-то приютиться. Люк Мартен, так зовут нашего паренька, никому не нужный с самого начала романа и являющийся лишь обузой, попадает в довольно странную "семью". Здесь не ведут задушевных разговоров и не пьют чай у камина. Здесь пакуют аспирин и пенициллин в белые бумажные конверты и потихоньку считают деньги. Здесь единственным утешением и радостью жизни становятся американские кинофильмы про Дикий Запад и эпоху гангстеров. Безбашенные, молодые и горячие, ребята радуются каждому новому "делу", каждой новой партии денег. Леонс, Люк и Жозетта - три сорвиголовы, старающиеся подражать киноактерам, стремящиеся понравиться друг другу и быть понятыми, не имеют никаких авторитетов и сами, как наивно полагают, выстраивают свою будущую жизнь. Но отчего же тогда им так тяжело? Отчего между каждых двух новых строчек возникает это чувство щемящей тоски и жалости? Отчего у самого Люка на сердце кошки скребут и он, того не замечая, надеется на что-то светлое и новое? А разве он вправе надеяться?
Первые смерти несут свои плоды. В голове у нашего мальчика просыпается осознанность, от которой он прежде был отгорожен розовыми очками. Теперь мир кажется более правильным, но еще более жестоким, ведь он понимает, что вокруг одни сплошные шляпы, жестар-фелюши, но никак не светлые и чистые души, за которые можно было бы отдать жизнь.

Напрасно я прижимал пылающий лоб к стеклу и искал тех, ради кого умер мой отец, -я видел только жалкую барахолку и тысячи личин, злых пародий на человеческие лица . Кровь отца пробуждалась во мне, стучала в висках, заставляя искать смысл того, что со мной происходит, и некому было сказать мне, что от жизни не требуют смысла, что его в нее вкладывают, что пустота вдруг возникает тогда, когда мы ее не заполняем, что жизнь встречает нас с пустыми руками и нужно приложить все силы, чтобы от этой встречи она обогатилась и изменилась.

Ромен Гари - это как хорошее французское вино: чем реже делаешь глоток, тем большим вкусом наполняется следующий, больше оттенков в нем раскрывается. А сделать абсолютно большой глоток здесь сразу нельзя. Несмотря на довольно простой язык, слишком много за раз не прочитаешь.
Так тоскливо становится оттого что герой не может себя найти там, где негде искать, так тяжело переживаются эти уродливые серые будни со стариком Вандерпутом. Мне казалось, что и финал нас ожидает какой-либо похожий - тяжелый, но тот, который нужно будет принять, однако в глубине души я очень сильно надеялась, что Люк обретет свое счастье и найдет замок, ключом к которому являлись бы все его надежды. И финал выстрелил! Это было настолько феерично, жестоко, но, вместе с тем...необходимо, чтобы наш, прежде слабовольный и неуверенный в себе герой, мог себе сказать то, что являлось таким искомым:

Теперь я мог возвращаться к людям

OrloveSecretary