Больше рецензий

9 апреля 2015 г. 19:59

391

5

О, если бы писали мы
О том лишь, что доподлинно известно, –
Подумайте, о трезвые умы,
Как было бы читать не интересно!
Л. Мартынов


Уверена, всем известна фантастическая история мальчика из чемодана – необыкновенного и удивительного Электроника. Сколько раз мы садились перед экранами телевизоров в готовности вновь следить за приключениями Серёжи Сыроежкина и его нового друга! А скольким из нас довелось разучивать на школьных уроках музыки "Крылатые качели", "До чего дошёл прогресс" и "Песню о колоколах"? Но только сейчас я взялась за печатную предысторию этой замечательной экранизации. И жалею я только о том, что не сделала этого раньше.

В руки мне попало чудесное издание с интересными иллюстрациями и отличным предисловием от Владимира Приходько. С него мне так и хочется понадёргать цитат: оно само по себе – полноценная рецензия, дополненная краткой биографической справкой о Евгении Серафимовиче и подробностями возникновения у него самой идеи повести о кибернетическом мальчике из чемодана.

Приключения двух мальчишек, настоящего и электронного, оказались очень увлекательной и поучительной историей, наполненной забавными ситуациями и ненавязчивыми, но познавательными фактами. На мой взгляд, у автора уникальная способность – говорить легко и просто о сложном и не всегда понятном.

На протяжении всего процесса чтения, который не занял даже четырёх часов, я не переставала улыбаться и удивляться авторскому представлению о будущем. Ну, для него оно было будущим, а для нас теперь – ненаступившая реальность, ведь повесть была написана в 1964 году, а рассказывает она о начале XXI века. В этом "будущем" тринадцатилетние мальчики не просто знают слово СИНХРОФАЗОТРОН, но и представляют себе в общих чертах назначение данного объекта; тут есть миниатюрные вертолёты-такси и воздушные машины; здесь информатику всё ещё называют кибернетикой, но она так же плотно внедрилась в общество, как и в нашем настоящем. А ещё тут есть обыкновенный школьный учитель математики – Таратар Таратарыч, как его любя нарекли ученики – который задолго до нынешних психологов (и тем более сценаристов канала BBC) в рассуждении о свойствах человеческой памяти использовал термины "подвалы памяти" и "кладовая знаний" (ничего не напоминает?).

А какие же живые и натуралистичные герои получились! Сыроежкину и в школу не хочется идти, и домашнее задание делать ему то лень, то не интересно, он, кажется, практически не способен долгое время быть сосредоточенным на чём-то одном. А фантазия из Серёжки так и хлещет! Можно только позавидовать его воображению. События, предшествовавшие знакомству двух ребят, спровоцировали у меня приступ ностальгии по детству. А потом Серёжа одним махом сделал меня маленькой девочкой – не так уж далеко моё детство, коль уж я до сих пор периодически забавляюсь прочтением вывесок наоборот и представляя, что видимое мной вовсе не то, что мне кажется! Читала книгу, написанную раньше, чем родилась моя мама, не говоря уж обо мне... А детство – оно такое же!

Почему мой класс не изучал эту чудо-историю в рамках школьной программы? Не знаю... Но точно скажу – рекомендую к прочтению лет эдак с десяти. Ну и про фильм не стоит забывать.