Больше рецензий

6 апреля 2015 г. 17:15

58

4

Ум лишен способности забывать.


Когда я открыл эту книгу, во мне боролись два совершенно противоречивых мнения, желания, взгляда. Уже почти полгода она откладывалась на потом, но почему-то в один прекрасный вечер ничего другого не попалось мне на глаза. Именно это произведение. Среднего размера томик в мягком переплете с отвратительно мелким шрифтом, кегль этак 9, если не меньше. К тому же сыграли и другие факторы:

Я не люблю детективы... но я люблю убийства. Особенно в красивых декорациях, особенно гротескные.
Я не люблю исторические романы, в которых действуют реальные исторические личности... но я люблю Де Квинси и Лондон той эпохи.
Я не люблю зависимости... но в сотый раз увлекаюсь чтивом, где главный герой употребляет опиум. И кажется еще чуть-чуть, и благодаря этим книгам я детально изучу все вероятные эффекты от его приема.
Современная литература почти полностью - не мое. Но иногда я влюбляюсь в такие книги.

Именно это и случилось в этот раз. Итак, перед нами - Туманный Альбион, в котором орудуют виртуозный "художник", безжалостно убивающий младенца в его собственной колыбельке, а за одно его родителей, сестру и служанку. Разом. С такой скоростью, что ни один из перечисленных не успевает позвать на помощь, словно он и не человек вовсе, а сам дьявол. И все это в первой же главе, которая, что достаточно необычно и странно, раскрывается от лица самого убийцы. Атмосфера начинает потихоньку окутывать, и с каждой новой страницей она сгущается все сильней. Сильней. Сильней. До тех пор, пока в какой-то момент не забудешь, как дышать, и сам не окунешься в погоню за неведомым психопатом, пытаясь выстроить догадки и найти мотив вместе с детективом Райаном и его верным другом констеблем Беккером. И, не стоит забывать, с подсказками Томаса Де Квинси, сопровождаемого своей смелой, в меру откровенной и наглой дочерью Эмили. Вот круг основных лиц, но нет, сцена не ограничивается ими. Есть и другие персонажи, зачастую созданные лишь для фона, но тоже проработанные достаточно точно, по крайней мере мы можем почувствовать в них разные характеры. И, лично для меня, не было никого, кого можно было бы назвать "картонным".
На этих, в моем издании, четырехстах страничках ждут неожиданные повороты сюжета, от которых то и дело приоткрываешь рот, многочисленные зацепки, из которых можно самим складывать собственный пазл, куча исторических фактов в начале каждой главы, что поможет вам расширить рамки своей эрудиции. И сам его Величество Лондон. Роскошный, с блестящей наружностью, где вам приветливо скалятся чиновники, и обнищавшей, затхлой и просыревшей изнанкой, откуда насмешливо выглядывают проститутки и попрошайки, растягивая в улыбках беззубые рты. Страшный, холодный, отнюдь не "город-рай-для-туристов", не Величие Британии.

Лондон, каким он был множество лет назад, когда убийство не показывали в новостях по телевизору, когда оно вызывало ужас, трепет и панику, а не уставший вздох.

Безумно порадовал тот факт, что несмотря на многочисленные намеки на любовную линию (или же завязка отношений для такой линии) между *** и ***, ничего такого в конечной главе не раскрылось. Это было бы действительно лишним, действительно не вписалось бы. Но намеки даны. Красящие работу, придающие ей нужный колорит. И это здорово, потому что второе, что я не люблю после детективов, это любовные романы. Хотя кто знает? Может быть мастер-Моррелл и это мог бы обыграть как-то так, чтобы угодить моим придиркам?

В общем, произведение вышло достойным. Притягательным. Выдержанным в стиле. Видно, что автор неплохо изучил излагаемый им аспект и допустил достаточно мало "ляпов". Это радует и ум, и глаза. Возможно, поэтому книга и пришлась по душе: не столько из-за экшена и сюжета, сколько из-за грамотно выстроенного портрета прошлого. До сих пор чувствуется этот легкий озноб от тумана, с наступлением вечера накрывающего город с берегов Темзы...