Больше рецензий

dandelion_girl

Эксперт

Либрокубикуларист

29 марта 2015 г. 23:16

67

4

...здесь каждый живет в склепе, построенном собственноручно. Каждый сам выбирает себе героев и является начальником. А все склепы и герои одинаковы для всех, потому что у мумий не может быть по-другому. Мумии объединены общим космосом. Общей религией. Имя ей — БЕЗДУХОВНОСТЬ.

Ого! Вот это сюрпрайз для меня! Не думала, не гадала, что эта ода духless'ности, приправленная отборным матом, может мне понравиться. Ей-богу.

Об этой книге я вспомнила, когда увидела трейлер к фильму Духless-2. "Ишь ты, - подумала я, - я и первый-то фильм не видела, а уже второй состряпали". Да и книгу я не читала. Тем не менее, меня вдруг стало невообразимо тянуть к сему опусу Минаева: даже гневные рецензии лайвлибовцев не остановили меня. Хочу - и всё тут!

Почему мне понравилось? Да потому что это великолепная сатира на общество гламура, такого притягательного, но такого пустого. Минаев так безжалостно сорвал все маски, стёр макияж с безликих лиц, сорвал дорогие пиджаки с бессильных плеч:

Вы никогда не задумывались над вопросом, отчего все те люди, которых вы видите вечерами в ресторанах, бутиках и на презентациях, очень редко встречаются вам днем? Или вообще не встречаются? Куда исчезает вся эта весело гомонящая толпа, похожая друг на друга, как сигареты из одной пачки?... Половины этого города просто не существует. По моему мнению, пространство внутри Садового кольца вечерами превращается в некое подобие компьютерной игрушки, населенной людьми-пустышками. Когда-то они были нормальными людьми, у них были мечты, «души прекрасные порывы», проблемы и жизненные заботы. Но затем, в какой-то момент, они поняли, что легче превратиться в персонажей гламурных журналов, героев и героинь танцпола, фей подиума и ресторанных рыцарей ножа и тарелки. Превратить свою жизнь в атмосферу круглосуточной вечеринки и стать теми самыми рекламируемыми на всех углах «ночными жителями». Постоянные лучи софитов отучили их глаза воспринимать дневной свет, лампы солярия сделали невозможным нахождение на дневном солнце, тонны парфюмерии и косметики вкупе с наркотиками и диетами постепенно иссушали их тела, а актуальные журналы и развлекательное телевидение сделали то же самое с их мозгом. В конце концов они превратились в тени людей, в некое подобие невидимок, которые могут выходить из дома только в ночное время суток, когда искусственное освещение скрывает то, что под оболочкой из макияжа, платья «Prada», джинсов «Cavalli» или костюма «Brioni» — скрыта пустота. Именно поэтому вы никогда не встретите их днем на улицах Москвы. Боязнь, что кто-либо увидит, что под темными очками «Chanel» нет никаких глаз, а их лица просто нарисованы, заставляет их оставаться днем дома. День — время людей, тогда как ночь — время мумий.

Забавно, что все эти обличения мы слышим от главного героя, который и сам - часть этого мира. Однако есть надежда, пусть и слабенькая, что он вылезет из этой трясины... В книге нет ответа:

Тут я думаю о том, что было бы, найди я все-таки тот цветок, исполняющий желание. Что бы я попросил у него? <...> Интересно, да? Я, вероятно, единственный человек на земле, который, получив возможность реализации любого желания, готов отдать магический «цветик-семицветик» другому. Безграничная щедрость, порожденная безграничной же пустотой и полной атрофией воображения… Богатый возможностями и бедный духом…

Но это сатира не только на гламур и глянец. Это оскал по поводу советчины, лихих 90-х, соседей по купе поезда, олигархов и фальшивых друзей.

Фильм, как оказалось, с книгой имеет мало общего, а вторая часть так и вообще только слово до цифры "2". Но он рассказывает похожую историю, немного более узкую, более сосредоточенную на главном герое. В кино он топ-менеджер не в компании, продающей консервы, а в крупном филиале французского банка. Ездит на шикарной BMW, а не на такси или попутках. А ещё в фильме он - из детского дома, что как-то сразу подняло его в моих глазах: ведь получить экономическое образование и стать консультантом по финансовым вопросам - это не хухры-мухры. В книге он вспоминает и маму, и бабушку. История знакомства с Юлей тоже совсем другая, но хотя бы Юля, человечек изменивший сознание героя, была и в книге, и в фильме.

В общем, не законченный он ублюдок! Есть в нём всё-таки дух, хотя и немного less, чем хотелось бы...