Больше рецензий

extranjero

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 марта 2015 г. 01:11

346

3

Я забыл, как зовут главного героя, поэтому в тексте рецензии буду называть его Ю. Это не несёт никакого смысла, просто одна буква – это удобнее и короче чем «главный герой».
Помню, где-то прежде в другой книге я вычитал один интересный концепт. Одна женщина жила в домике на отшибе в Норвегии. Никакой деревни или города вокруг. Каждый день она рыбачила. Жила одна, ни с кем не разговаривала. По сюжету у неё было некое более насыщенное прошлое, но со временем она выбрала такой путь. Потому что строить карьеру, семью, каждый день коммуницировать с людьми ей показалось слишком тяжело. Она предпочла минимализм – жизнь, в которой нужно лишь во время топить печь и выходить в море. Какая разница, конец один, зачем трепать нервы. Ю более-менее вписывается в этот концепт.
События происходят также в скандинавии. Что-то там разлито в воздухе, видимо. Мой коллега сейчас смотрит один шведский сериал, и судя по его комментариям, о современном обществе, способах и смысле жизни в нём там сказано больше, чем во всех самых популярных сериалах последних лет.
Но при всём при этом, книга мне пришлась не по вкусу. Наверное, мне просто уже всё слишком надоело, и я сам задница. Книга берёт начало в низкой точке – магазин, где работает Ю, закрывается, его девушка уходит. Уходит она от него над пропастью. Позже по сюжету выясняется, что Ю весьма талантлив в пении, но тем не менее, он отказывается заниматься этим серьёзно. И вот читаю я всё это, и понимаю, что и низкая точка была взята для того, чтобы я не бросил читать через 20 страниц, и то, что Ю внезапно имеет некий талант и не использует его иллюстрирует его неприспособленность и незаинтересованность. Мол, он лузер, не потому что ничего не может, а потому что такой вот у него темперамент, характер, и ценности. Вроде бы понятно, что это искусство, и оно должно работать и использовать все эти приёмы для влияния на меня, но не так эффективно. Это же не книга об эффективности, а просто новелла, которая как раз таки отрицает любую эффективность.
Ю должен вызывать некое сочувствие, как и любые герои неуспешной судьбы, но всё ломает гладкость написания. Книга слишком современная, слишком выверенный сюжет, слишком явно, какие эмоции я должен чувствовать на одной странице, а какие – на следующей. В другом жанре это будет плюсом, но не в этом. Ну и к тому же, Ю не слишком похож на человека, которому хочется сочувствовать. Я бы долго мог тут расписывать о его упущенных возможностях, как ему всегда помогают, о том, что благодарность, способность ценить каждый день и просто жить и не ныть есть даже у тех, кто не просто на втором, а на самом последнем месте. Но в конце концов, это художественная литература, а не плакат в пионерской столовой, поэтому Ю волен быть хоть мудаком, хоть космонавтом.
Я уже забыл, когда писал столько слов подряд, поэтому кратко завершу: я бы предпочёл читать книги этой тематики более ранних авторов, чем современных.