Больше рецензий
15 марта 2015 г. 22:05
393
4.5
РецензияМьевилль - чертов гений, он или абсолютно больной, абсолютно безумный ублюдок, или же расчетливый, хитрожопый манипулятор. И очень может быть, он и то, и другое, и еще наверняка какое-нибудь неведомое пока третье, придется его книги читать еще. А, да, ниже встречаются спойлеры.
Только абсолютно больной разум может сотворить такой мир, в котором воспевается эстетика уродства, и это бы абсолютно нормально и адекватно воспринималось читателем. Не то, чтобы мокрота-кровь-кишки, но точно гной, точно дерьмо и точно слюни, как, впрочем, и сопли, и слезы, и прочие аппетитные жидкости, и хорошо, если выделения эти человеческие. Наслаждение от говна? Под конец однозначно.
Только абсолютно безумный мозг может начать книгу с межвидового! секса человека с по сути насекомым! и начать хорошо, как следует, так, чтобы вдарило по чувствам, коже, щупальцам, сяжкам и прочим сенсорам. И если вначале это сцена - шок, она воспринимается как абсолютно уродливое, омерзительное действо, то ближе к финалу она вспоминается как самое прекрасное и нежное, что было в книге. Лин раздвигает перед ним свой хитиновый панцирь, а Айзек ласковым движением гладит ей трепещущие тонкие крылышки. Ах, любовь.
Только абсолютно расчетливый писатель может назвать назвать девочку-барсука Искренностью ради одной единственной хлесткой фразы: "Дэвид сбежал. <...> Искренность прихватил." Ну правда, больше ни для чего в сюжете барсучиха Искренность не нужна, но вот в нужное время в нужном месте неожиданно выстрелила именем. И таких незначительных, но ярких деталей - тысячи. Миллионы. Миллиарды? В общем, Чайна Мьевилль жонглирует говном и прекрасным, завораживая и гипнотизируя, как придуманные им главные злодеи, мотыльки, убивают многомерными крыльями.
Только абсолютно хитрожопый манипулятор может дирижировать чувствами читателей в стимпанке, ведь жанр не особо располагает к чувствительным сценам, но тем не менее нужными чувствами проникаешься. Возможно, не теми, что задумал автор, но оно и ладно. Кто бы ни проникся симпатией к гаруде, смелому, отважному, сильному, свободному духом, настоящему другу... беглому преступнику? Кто бы ни проникся негодованием ко всему такому человечному и положительному Айзеку, ученому-интуиту, но предавшему... предавшему. А Лин - талантливая художница-хепри, создающая безумные скульптуры из слюны, и надо же было ей... мои сяжки поникли.
Чувствуется, что Мьевилль - чертовски умный мужик, который много чего знает в самых разных областях: литературоведении, философии, программировании, радиотехнике, и не стесняется всеми этими знаниями делиться, причем крайне велеречиво и пространно. Вообще-то это претензия, уж очень писатель гюгоподобен, у него такие же развернутые описания местности, этого тошнотного и рвотного города, Нью-Корбюзона, как у Гюго - Парижа, но скомпонованы не в одной-двух главах, как это было в "Соборе", а щедро размазаны по всему повествованию. Эти крайне дотошные описания карты одновременно создают достоверный стимпанковский антураж XIX века, с паровыми машинами, вычислительными аппаратами, перфокартами с одной стороны и извозчиками на переделанных людях, на прочих антропоморфных и не очень особях других рас, грязью, выдранными перьями, желчной блевотой и отхарканным с другой, но и крайне утомляют тоже. Не слишком-то интересно читать главу за главой о то яме, то канаве, тут болоте, там трясине, здесь переулке, и все в одном и том же стиле. Нудновато.
Но что было нудновато в одном элементе, в другом автор с лихвой искупил во всех остальных: закрученный сюжет-квест, человечные герои, подробнейшее устройство мира, (почти) абсолютно новые расы (никаких тут гномов, эльфов, орков), политиканы, гангстеры, ипостаси разума... Это круто, круто, круто! Мои сяжки трепещут.
PS Кто-нибудь знает, зачем Ткач уши отрезал?
Ветка комментариев
Кто его знает)))) Не уверена))), но возможно. Все же сам стимпанк не очень мое направление), мне было интересно один раз посмотреть на новый мир, поудивляться, а потом я поняла, что не хочу в нем долго находиться, чуждо как-то, неуютно, пестро. Вот такие ощущения.
Может, еще в самом мире дело... Он же нарочито мерзкий такой :) Вот в Пересмешнике очень уютно даже ))
Меня не мерзость отталкивает, я ее даже люблю)))),скорее искусственность, технологичность, нагромождение. И вот долгое начало у Хобб меня устраивает, я живу в ее книгах, у Мьевилля - нет, в "Шраме" к середине книги так ничего толком и не происходит))) , ну для меня, конечно, для кого-то может это и события, зато декорации описаны со всей тщательностью. писатель мне был любопытен, как чужестранец, но дружить я с ним не хочу)))
Хобб больше внутреннему миру героев времени все же уделяет, Мьевилль же упор сделал на декорации, да.
А Шрам буду в апреле читать (надеюсь), выскажусь тогда ))
Ага, пусть тебе понравится ) Искренне считаю Мьевиля прекрасным писателем-фантазером, ( Вокзал-то на ура пошел, причем сразу) просто не мой слегка автор)), может, жанр не мой...
Хобб вспомнила, потому что читаю сейчас, но читать еще много, большие книги ж у нее)), но супер вообще)), с ней я в своей стихии))
Хобб уже наметила себе дальше в планы ))) Кораблики ))
И хорошо, что тебе нравится она, вы с ней друг другу подходите )
Ага), я второй из кораблей читаю))
Здорово )) Жду впечатлений )