Больше рецензий

1 марта 2015 г. 16:20

3K

5 Под покровом тайны...

«У каждого человека под покровом тайны, как под покровом ночи, проходит его настоящая, самая интересная жизнь. Каждое личное существование держится на тайне…» (А.П.Чехов «Дама с собачкой»)

Понимание любого чеховского произведения, лежащее, казалось бы, на виду, зачастую обманчиво. Ведь сложнейшие психологические проблемы (особенно в поздней прозе писателя) не обозначаются автором прямо. Не является исключением и «Дама с собачкой». Ключевая тема рассказа – не просто банальная история супружеской измены и тайной любви, как может показаться на первый взгляд. Параллельная (но при этом более важная) сюжетная линия проведена пунктиром и повествует о работе души в поиске высшего смысла и правды жизни.

Будучи захваченным страстями и находясь в плену у порока, человек не осознаёт своего закрепощения и считает себя свободным. Именно таким был и Гуров до встречи с Анной Сергеевной. Наивная девушка легко попалась в сети опытного ловеласа. Но привычный сценарий покорения женских сердец неожиданно нарушился, поселив в душе Гурова тайну и множество вопросов. Он вдруг осознал, какая «куцая, бескрылая жизнь» ожидает нас, когда мы «забываем о высших целях бытия, о своём человеческом достоинстве». Здесь поднимаются извечные вопросы единства и борьбы романтического и обывательского начал в человеке, поиска равновесия между возвышенным и обыденным, возможностью и необходимостью.

В «Даме с собачкой» нет привычной и однозначной развязки. Будущее героев наполнено неопределённостью, попытками верного обозначения точки отсчёта для правильной постановки важных вопросов, а также мучительными поисками ответов на них и той самой настоящей правды, которой никто не знает…

картинка Ludmila888

Эти заключительные строки рассказа обладают эффектом контрастного равновесия. Мечты о будущем не снимают с героев ответственности перед настоящим. И в своей завершающей фразе Чехов устанавливает тонкий баланс между абстрактным и конкретным, пьянящими фантазиями и трезвым взглядом, романтическими мечтаниями и существующей реальностью. Возможно, финал оставлен открытым ещё и потому, что главное событие рассказа – это не сама запретная любовь, а внутренний переворот, произошедший в душе героя под влиянием этой любви. Для Гурова любовь к даме с собачкой стала скрытым механизмом, запустившим процесс духовного перерождения его личности и развившим способность испытывать «глубокое сострадание», желание «быть искренним, нежным». Переосмысление своей прежней жизни и переоценка ценностей привели героя на бесконечный и действительно освобождающий путь к истине.

В основании всех наших психологических проблем и невротических стереотипов лежат огромные пласты захороненной энергии, которая может служить неисчерпаемым источником для осуществления глубокой внутренней трансформации. Когда философско-мировоззренческий уровень бытия (на волне которого находился в определённый момент Гуров) неожиданно пересекается с житейски-обыденным («осетрина-то с душком!»), то эта точка пересечения порой оказывается той самой вспышкой, которая освещает что-то важное и прежде скрытое. При затаённой и неустанной работе души человек, столкнувшись с внезапно обнаруженной старой истиной, бывает искренне поражён её новизной, что и случилось с героем рассказа. Ведь вечные истины переживаются как открытия и чудесные озарения, когда они не вычитаны или услышаны, а прочувствованы и выстраданы; когда они вырастают изнутри, а не входят в сознание извне; когда это опыт собственной, а не чужой души. Испытанное же Гуровым после такой вспышки нравственное потрясение, открывающее новое содержание в жизни, может стать уделом и любого из нас. Мы живём себе своей повседневной жизнью, и вдруг к нам приходит некий человек, книга или событие, переворачивая весь привычный мир и являя нам себя слишком ярко, чтобы можно было его игнорировать. Независимо от того, ищем мы духовный путь осознанно или нет, обнаружение возможности внутреннего путешествия часто становится моментом великого торжества в человеческом сердце. Постепенно избавляясь от иллюзорных представлений о жизни, мы, как и герой «Дамы с собачкой», становимся более искренними и сострадательными, более человечными и настоящими.

По мнению критика В.Альбова (с которым был согласен и сам Антон Павлович), поздний Чехов склонен смотреть на действительность, как на нечто неустойчивое, обманчивое, иллюзорное. Он усиленно ищет корней жизни, идеальных основ более высокой реальности, чем эта грубая внешняя оболочка жизни. C Чеховым, как пишет критик, случилась любопытная метаморфоза: то, что раньше, очевидно, представлялось ему существующим на поверхности жизни как неустойчивый налет на чисто животной основе, впоследствии очутилось в самом низу, в глубоких тайниках жизни, и именно как ее непреходящая реальность.
Автор «Дамы с собачкой» показывает читателю реальность духовной жизни, причём открывает он её в самом обычном человеке. Некоторые ведь считают эту удивительную реальность достоянием лишь великих людей, но Чехов сумел её обнаружить в рядовом работнике банка с филологическим образованием и склонностью к случайным связям. Как любой человек в глубине несравненно богаче, чем на поверхности, так и действительность содержит в себе гораздо больше, чем мы порой способны разглядеть. И писателю удаётся в самом, казалось бы, обыкновенном открыть тайну и увидеть чудесное. Чехов показывает нам героя рассказа в наивысший момент его опыта жизни, когда тот начинает осознавать, что в мире есть нечто более реальное, чем то, что составляло раньше суть его существования. Речь идёт о ценностях духовных, о жизни человеческого духа как особой, ни на что не похожей реальности.

картинка Ludmila888

«В результате продуктивного конфликта между добром и злом само зло становится источником добродетели» (Эрих Фромм «Человек для себя»). «На земле нет ничего такого хорошего, что в своём первоисточнике не имело бы гадости» (А.П.Чехов). И под внешним слоем зла, цинизма, лицемерия, а также заблуждений, неведенья, самообмана и любой проявленной патологии всегда лежит внутреннее ядро глубинного добра, разума и красоты. «Правда и красота», неразрывно связанные друг с другом, - важные основы художественного мира позднего Чехова. Поиск в самой жизни (какой бы неприглядной и отталкивающей она ни была) элементов этих абсолютных человеческих ценностей становится одной из главных задач писателя. И события, определяющие мироощущение и дальнейшие поступки чеховских персонажей, приобретают особый характер, происходя не во внешнем, а во внутреннем мире человека.
«Дама с собачкой» как раз и относится к тем шедеврам Чехова, в которых он пытается осветить жизнь с этой новой точки зрения.

В.Набоков о «Даме с собачкой»:
«Все традиционные правила повествования нарушены в этом чудесном рассказе в двадцать примерно страниц. Здесь нет проблемы, нет обычной кульминации, нет точки в конце. Но этот рассказ – один из самых великих в мировой литературе».

Ветка комментариев


Уже первый абзац отвечает мне на моё последние сообщение под моей рецензией :)

Наивная девушка легко попалась в сети опытного ловеласа.

В более культурной форме, чем один товарищ здесь позволю себе не согласиться с наивностью А.С. По-моему, она точно знала чего хотела, но получив это, испугалась (раскаялась, пожалела и т.д. и т.п.). Но хотела - 100%. Она с самого начала с Г заигрывала, хохотала. Да и потом где-то честно призналась, что хотела этого. И случилось всё не за одну секунду, а они с набережной пошли в её гостиницу. Да и в Ялту она может быть за этим приехала...

«глубокое сострадание», желание «быть искренним, нежным»

Пока что, только к А.С.

Чехов показывает нам героя рассказа в наивысший момент его опыта жизни, когда тот начинает осознавать, что в мире есть нечто более реальное, чем то, что составляло раньше суть его существования.

Этот наивысший момент, как правило оказывается и наинизшим, поскольку покахывает человеку его истинное место в жизни, его потери, его ошибки тогда, когда уже ничего нельзя исправить или вернуть. И возникает вопрос - не легче ли дожить жизнь бездуховным скотом, чем мучаться до смерти высокодуховным злодеем, дураком и неудачником? Это вопрос риторический. Понятно, что быть животным легче. А настоящий вопрос - что лучше?
Спасибо за превосходную рецензию! Эстетическое удовольствие и пища для ума


В более культурной форме, чем один товарищ здесь позволю себе не согласиться с наивностью А.С. По-моему, она точно знала чего хотела, но получив это, испугалась (раскаялась, пожалела и т.д. и т.п.). Но хотела - 100%. Она с самого начала с Г заигрывала, хохотала.

Ну, сами по себе заигрывания и хохот ещё ни о чём не говорят. Возможно, она этого и хотела, и боялась одновременно. Но, несмотря на всю её игривость, такого опыта супружеских измен, как у Гурова или его многочисленных любовниц, у неё всё же не было. Это был первый случай в её жизни. И она даже могла до конца не осознавать возможных последствий, находясь в плену эмоций и страстей. А Гуров действовал по накатанному сценарию. И он всё-таки значительно старше, умнее и опытнее. Так что львиная доля ответственности, на мой взгляд, лежит на нём.

Кстати, когда этот упомянутый тобой товарищ писал мне свои грубые комменты, мой статус "постоянного читателя" (а не "гуру") не позволял мне их удалять. Иначе – удалила бы обязательно. Но теперь, когда уже есть такая возможность, я не хочу этого делать. Хоть он и попытался перейти на мою личность, но из слов его сразу напрашивается вывод о нём самом, а не обо мне. Так что пусть его мерзкие тексты висят, как символ бестактности и пошлости отдельных представителей рода человеческого. )
Несколько позже этот женоненавистник написал мне и под "Утиной охотой" Вампилова. Хотел, видимо, снова задеть, но эффект получился противоположным, вызвав в обсуждениях у нас с Сергеем и Оксаной такой взрыв веселья, смеха и положительных эмоций, что можно его за это только поблагодарить. )