Больше рецензий

Faery_Trickster

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 февраля 2015 г. 13:05

3K

5

Томас Манн начал писать «Будденброков» в возрасте всего двадцати одного года, закончив его в 1900-м двадцатипятилетним юношей. В 1901 году первый роман писателя опубликуют. В 1929 году он получит Нобелевскую премию, в формулировке которой будут слова «за великий роман «Будденброки», который стал классикой современной литературы». Успех романа совсем не удивляет, но возраст, в котором он его написал, вызывает некоторый культурный шок. Большинство писателей к такому роману идут всю свою творческую жизнь, Томас Манн её только начинает.

Впервые в жизни у меня появилось огромное искушение от первой и до последней книги читать автора в хронологическом порядке, чтобы видеть, как он развивался, как менялся стиль, взгляды, как с каждым годом всё более послушным ему становилось слово. Только вот если каждое его произведение вызывает такое болезненное отчаяние, то я не смогу прочитать подряд и двух книг. Давно не было у меня «книжного похмелья», но после «Будденброков» впервые за долгое время сама мысль о том, чтобы начать читать что-то ещё, кажется святотатством.

Можно ли говорить о спойлерах, когда само название книги – «История гибели одного семейства» — всё раскрывает наперёд? Если да, то лучше дальше не читайте.

Мы знакомимся с Будденброками во время новоселья в прекрасном доме на Менгштрассе, перекупленном у древнего рода Ратенкампов, которые в 1682 году, во времена своего расцвета, построили его для своей многочисленной семьи. Пророчеством звучит горькая правда о некогда преуспевающей фирме «Ратенкамп и компания», о роде, которому суждено было обеднеть и опуститься. Дом на Менгштрассе увидит ещё раз эту историю. Но всё случится ещё не скоро, и пока он вновь, как и когда-то давно, – оплот веселья и успеха. И всё же, всё же… Сколько раз Манн мучает читателя намёками на безрадостный финал.

Впервые в книге меня настолько пугал дождь. Почти каждый раз он приносит что-то плохое: чью-то смерть, крах надежд, расставание, в лучшем случае – просто грустные мысли героев, которые и сами, кажется, предчувствуют свою гибель. И гибель постепенно, одного за другим, без спешки и хаоса уносит потомков того самого портного из Ростока, «который жил в отличном достатке».

Смерть первых жертв переживается гораздо легче. В силу ли их возраста, в котором отход в мир иной кажется закономерным финалом, или же из-за того, что не успеваешь к ним как следует привыкнуть, но они уходят, не вызывая у читателя болезненных чувств. Неуютно лишь от мысли, что с их смертью ничего не меняется. Их помнят, их чтят, но всё-таки чувствуешь себя так, будто умерших не существовало никогда. И ведь в жизни всё точно так же: после смерти человека всё иначе лишь первое время, а затем привычка вновь заставляет жить так, будто его не существовало никогда, лишь время от времени возвращаясь к своим воспоминаниям, которые с годами всё более чужие и безболезненные.

Тяжелее всего было принять последние две смерти. Я был благодарен Манну лишь за одно – что последний владелец компании не совершил самоубийство, до конца оставаясь сильным. И ещё больше я благодарен за то, что он принял тот факт, что сын его никогда не сможет стать коммерсантом. Одним из самых трогательных моментов для меня останется тот единственный раз, когда маленький Иоганн поднял на отца глаза, полные понимания его боли, став единственным, кто её увидел. Насколько легче было бы им обоим, если бы всё не закончилось одним только взглядом, но господин Манн очень жесток по отношению к своим персонажам.

Они вызывают сострадание не только своей смертью, но часто ещё при жизни. Настолько разные, настолько непохожие друг на друга характеры, но каждый несёт на плечах свою собственную трагедию. Кто-то в глубине души наслаждается драматизмом своей жизни, кто-то – просто постоянно жалуется на неё, а кто-то молчит. И это молчание невыносимее нытья Христиана. Трогателен образ чувствительного болезного Иоганна Будденброка, первым из своей семьи научившегося любить музыку, даже не просто любить, но говорить ею. Но как бы настойчиво не стучалась внутри мысль о том, что мальчику нет места в этой семье, а значит он обречён заведомо, ещё тяжелее наблюдать за его отцом, не имеющим возможности говорить даже через музыку и осуждённого на добровольное одиночество.

Распечатав себе семейное дерево Будденброков, я постепенно вычёркивал тех, кто погиб. До тех пор пока не пришло время тех самых двух последних смертей, на них у меня просто не поднялась рука. К смерти полюбившихся персонажей невозможно подготовиться, насколько бы заранее ни становился ясен исход. А надежда у меня исчезла ещё в тот миг, когда Ганно провёл две черты под генеалогическим древом Будденброков и запинающимся голосом оправдывался перед отцом: «Я думал… я думал, что дальше уже никого не будет…»

***
Книга прочитана в рамках "Игры в классики".

Ветка комментариев


Вот это был удар в больное место. Если там будет много музыкальных терминов, я провалюсь. Ещё в "Будденброках", когда Ганно играл, я чувствовал себя глухим, потому что не понимал, как должны звучать "синкопа", "триоль" или "фермата". Но когда я читал, понял, что перечитаю этот фрагмент, когда восполню пробел в образовании. Видимо, придётся его восполнять раньше, чем я планировал.
Я тоже насчёт дневников думал. Но пока нигде не видел, к сожалению. Проще, по-моему, выучить немецкий.) Вообще тот период в немецкой литературе, когда жил Манн, — это нечто невероятное. Столько потрясающих талантливых людей.
Насчёт документов могу сказать только что есть возможность загрузить на свою электронную полку и потом кинуть ссылку любому лайвлибовцу. Но и так, как вы сделали, было очень удобно, спасибо третий раз, что уж тут.)


Насколько правильно я слышал, там целые страницы, переполненные музыкальными терминами. Но опять же, могу ошибаться. Лучше проверить опытным путем.
Да, Манн он такой, провоцирует на заполнение пробелов в образовании. И восприятие очень меняется. Его новеллы я читал дважды, в первый раз, когда мне было 19-ть, и я заканчивал школу, и второй- когда уже учился в университете и успел воспринял курс по истории философии. В результате взору открылось очень много ссылок на немецких, античных философов, особенно в "Смерти в Венеции". Но не могу сказать, какое восприятие мне понравилось больше. Первое было интуитивным прозрением, второе - интеллектуальной работой.
Да и не только в немецкой, конец XIX - первые десятилетия ХХ (где-то до поздних 30-х) - это ведь какой пик в искусстве, обвал творческих людей. Поэты, художники, композиторы, писатели, философы. Богема. Рождается модерн. Но классический стиль еще также на высоте. И все это процветает. В общем, пожить месяцок в том времени - было бы неплохо.
Видели, кстати, "Полночь в Париже"? Не Манн, не Германия, но как раз это самое время процветания богемы и звездопада творческих личностей. Мне кажется, вам должно понравится.
Еще раз, пожалуйста, во второй.


"Полночь в Париже" не видел, но постараюсь посмотреть, хотя с фильмами я не такой шустрый, как с книгами. Всё никак экранизацию "Бесов" не досмотрю, хотя уже несколько месяцев пытаюсь.


Вы имеете ввиду сериал по "Бесам"?
Я начинал когда-то давно, но что-то как-то он меня не впечатлил.


Да, тот самый. Пока полторы серии только посмотрел, но могу сказать одно: внешне некоторые актёры действительно кажутся очень похожими на персонажей (Верховенский, Ставрогин, Лямшин понравился, хоть и не таким представлял, Лизавета, да и вообще многие), но играют как-то... не то чтобы плохо, но что-то не так. В общем, мне сейчас нормально рассуждать уже сложно, потому что давно смотрел.