Больше рецензий

Morra

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 февраля 2015 г. 00:38

930

4

То, что случилось с шейхом Ахмедом Нуруддином в Боснии времён Османской империи, могло случиться где угодно и когда угодно. В той же Османской империи, и тогда главный герой мог бы остаться дервишем, погружённым в созерцание своего внутреннего мира. Или в какой-нибудь другой стране, и тогда пропала бы мусульманская составляющая романа. Но ценность его не столько в передаче обычаев боснийцев и особенностей религиозного сознания, сколько в общечеловеческих проблемах, которые каждый день испытывают нас на прочность. Босния в романе довольно условна - не называется ни место, ни время действия. И это только подчёркивает масштаб проблем, для которых не важны хронология с географией.

Шейх Нуруддин давно уже отстранился от суеты городка, его жизнь - это текия, небольшое "общежитие" дервишей. И если шейх выходит за его рамки, то либо в мечеть, либо к немногочисленным людям, которые числятся среди его друзей. Ему уютно в своей скорлупе, он не хочет ничего знать, он не хочет вмешиваться (блестящий эпизод с ночным беглецом, которого надо либо выдать, либо спрятать, третьего не дано), он не хочет тревожить свою душу, он пытается избежать любого столкновения с реальностью, потому что оно требует реакции, ответа. Но кому, скажите, удавалось прожить жизнь, не выходя из зоны комфорта?.. Замкнутого дервиша буквально вбрасывает в мирскую жизнь страшная новость об аресте брата. И начинаются бесконечные сомнения. Нужно ли действовать? Если да, то как? Есть ли в действиях смысл? Не нанесут ли они ещё большего вреда? А если не действовать, то не является ли молчание преступным?.. О, да, совесть может оправдать что угодно, об этом шейх прямо и честно говорит со страниц дневника, но совесть ещё тоже нужно умилостивить. Вообще, дневник подкупает именно своей честностью, бескомпромиссностью, готовностью вскрывать нарывы, несмотря на боль.

Арест брата оказывается лишь вершиной айсберга - мирной жизни дервиша настал конец. Он будет в замешательстве, будет стенать от горя, он будет любить и ненавидеть, говорить правду и интриговать, читать молитвы и проклинать, спасать и предавать. Контраст поступков изумительно отражают слова Али-ходжи, местного правдоруба: "Нету шейха Нуруддина", когда тот безмолвствует, и "Кто не знает шейха Нуруддина!", когда проявляет смелость. И вот под налипшей за долгие годы к лицу маской равнодушного и спокойного дервиша неожиданно оказывается весьма страстная, даже мятежная натура. Впрочем, это не так уж неожиданно, если присмотреться к человеку, который рождает в душе дервиша нечто похожее на привязанность, язве и бунтарю Исхаку, и к единственному другу Хасану, балагуру и непоседе, который за маской весельчака скрывает ум, тоску, доброту и болезненную тягу к справедливости - гораздо более цельную и благородную натуру, нежели главный герой.

"Дервиш и смерть" - чтение не из лёгких. Темы режут по живому, события редко-редко разрывают нить размышлений, текст крайне плотный. Но хвала всем книжным богам, если они существуют - я на одной волне с Балканами.

Комментарии


Как интересно! Балканы, да еще и Босния. Я сейчас читаю Мост на Дрине, Андрича. Похожие ощущения. Тоже впечатляет.
Вы в последнее время литературу с мусульманской философией читаете? Читаю ваши впечатления с удовольствием, спасибо))


И вам спасибо. :)
Я Андрича ещё не читала, но это из категории обязательного.

Скорее я кочую по разным странам и литературам. :) Без определённой цели, но иногда как-то само собой получается, что подбирается цепочка из смежных тем. Но если вы имеете ввиду "Скалу Таниоса", то в романе ислама как раз практически нет, в центре внимания - жизнь общины арабов-католиков, скорее всего маронитов. Действие происходит в Ливане, а там потрясающе пёстрая конфессиональная картина.


Действие происходит в Ливане, а там потрясающе пёстрая конфессиональная картина.

Христианство в мусульманских странах лишь отчасти христианство.(имхо, да не закидают меня помидорами)


Почему? Христианство ведь с Ближнего Востока и вышло.


Да, оттуда. Нравы христиан и мусульман, живущих там, устои, обычаи отличаются лишь ритуалами. Не в радикальных ответвлениях, крнечно.


Мне это кажется естественным - место формирует образ жизни. Но всё-таки почему Христианство в мусульманских странах лишь отчасти христианство?


Потому что ислама больше в воздухе. И еще потому что строго говоря эти две религии суть об одном и том же. А так как первого больше в тех местах, то оно влияет. Того же Андрича читаю сейчас - грань стертая между конфессиями в обществе, где присутствует обе.
Когда с людьми общаюсь, если они из арабской страны, но христиане, различия только в декларировании, предметах культа итп.
Очень знаковая книга, я считаю - об этом - Нагиф Махфуз - Дети нашей улицы.


Не знаю, возможно, ещё стоит делать скидку на на "национальный вопрос" - представители одного народа, но разных конфессий всё-таки будут иметь немало общего. А с другой стороны, существует огромное количество "версий" христианства, каждая из которых претендует на то, чтобы быть самой правильной.

А вот у Селимовича грань как раз весьма ощутима - христианский и мусульманский кварталы существуют отдельно, а одного из героев сильно критикуют за то, что водится с иноверцами.
Махфуз у меня тоже в планах (кстати, именно этот роман), пока только рассказы читала.


В том то и дело - национальный вопрос. С одной стороны -повод, с другой стороны - тупо реальность, от которой никуда не денешься. Версий у ислама не меньше чем у христианства.

Правильность. Это уже вопрос времени и места. Первична все равно реальность. Климатическая, темперамент людей, их развитие в плане стадий развития чел.общества.

Я вполне понимаю насчет граней и раздельного существования кварталов. Да, живут раздельно, но требования совместного общежития требуют соблаюдения каких-то усредненных норм. И отсюда сглаживание углов в правилах поведения. А с ними и границ. Итп. И сравните двоих выходцев из разных кварталов - обтесались - не отличишь. Но это опять таки, когда никто не вмешивается в этот процесс - никакая "плакальщица- провокатор".

Очень интересно почитать будет ваши впечатления на этот роман Махфуза. Очень специфичный, ни на что не похожий. Вольный пересказ торы, библии и корана. Будто про три поколения одной семьи. После этого начинаешь задумываться - как нас занесло в такую экзотику? В эпос ближнего востока? Нас? Мистика уже в этом.


Мне кажется, что категория "правильности" вообще в этом случае неприменима - потому что, да, у каждого своя реальность и своя правда, ей соответствующая.

Да, общества, в которых сосуществуют разные религии, априори более гибкие, склонные к компромиссам и выработке каких-то правил общежития, более или менее подходящих для всех. Но это всё пока гром не грянет ("плакальщица-провокатор"). Тот же Ливан в 1970-х показал, каким хрупким может быть равновесие.

Не знаю, когда я доберусь до Махфуза, но звучит весьма интригующе. :)


Да и не только Ливан. Во все времена места, где есть соседство религий и этносов - периодически трясет.


Да, но где-то трясёт перманентно, а где-то люди умудряются мирно сосуществовать столетиями.


Пока третья сторона не вмешивается - могут и сосуществовать, хотя я что-то не могу вспомнить таких примеров. А еще мне кажется, что религия всегда лишь повод. Дело не в ней.


Опять-таки Ливан. :)
Наверное, практически нет конфликтов, в которых бы можно было чётко выделить одну причину.


Надо будет почитать ливанских авторов. Это интересно.


Мне из ливанцев ещё Тауфик Юсеф Аввад очень интересен - у него, кстати, роман как раз на конфликте и построен. Но книга неуловимая.