Больше рецензий

lyrry

Эксперт

Много читаю, но мало пишу

25 февраля 2015 г. 21:28

637

4

Такого неторопливого и долгого чтения у меня не было очень давно. Жизнь на LL приучила, что читать надо быстро, иначе ничего не успеешь. А с этой книгой я буквально застряла. Когда не получилось прочитать ее наскоком, пришлось разделить на дозы и принимать ее постепенно. Но всё равно я победила.
И впечатление она оставило неоднозначное. Как человек, имевший отношение к научным исследованиям, я понимаю, какой объем работы пришлось сделать автору, создавая эту книгу. Написать историю классической музыки всего 20 века - это, конечно же, совсем не просто. Но у меня сложилось впечатление, что книга не писалась в расчете на простого читателя, а имеющего хотя бы хоть какую-то музыкальную подготовку. Но, может быть, как само собой разумеющееся считается то, что человек интересуется серьезной музыкой, значит он имеет минимальные знания нотной грамоты. И этот тяжелый для восприятия язык, обилие музыкальных терминов делают эту работу абсолютно научной, а не научно-популярной, как хотелось бы автору.
Но с другой стороны, если близка тема, если композиторы, о которых здесь рассказывается, вами любимы и музыка их вам понятна, на мой взгляд, все трудно перевариваемые места можно опустить, перелистать, просто пробежать по ним глазами и читать обо всем остальном, наслаждаясь атмосферой, созданной автором. А он своих героев любит, каждый из них для него личность, вынужденная жить в предлагаемых исторических обстоятельствах. Он никого не осуждает, но никого и не поддерживает особо. Он настоящий бесстрастный наблюдатель и биограф. Героев у него много, книга охватывает весь 20 век - от Рихарда Штрауса и Густава Малера до наших современников. Это настоящая летопись музыкального творчества прошлого столетия. И тут, наверное, следует сделать небольшую оговорку, не нужно здесь искать информацию обо всех музыкальных стилях и направлениях, возникших и развивавшихся в этот период, этого здесь нет. здесь практически нет ни рока, ни джаза, ни другой популярной музыки, лишь отдельные упоминания в случаях пересечения с замыслами автора. А так книга целиком и полностью посвящена той музыке, которую принято называть классической, ее развитию в течение столетия. С того времени, когда концерты,на которых она исполнялась, собирали полные залы, поклонников было столько, что все желающие просто не помещались, а попасть на фестиваль считалось везением и счастьем, слушатели съезжались практически отовсюду, до нынешнего времени, когда подобная музыка стала уделом элиты, избранных, для большинства из нас это что-то чуждое и непонятное. Мы привыкли к более легким и популярным мелодиям, мы отвыкли от работы внутренней, чтобы получать удовольствие от чего-то более серьезное. Музыка сродни литературе: переварить популярных авторов, пишущих для широкой публике гораздо легче, чем понять тех, кому ближе эксперименты со словом. Я тоже принадлежу к той основной массе, кто не слушает только серьезную музыку и которая ей никогда особо и не интересовалась. Поэтому многие композиторы, о которых идет речь в этой книге, мне были абсолютно не знакомы, ни их имена, ни тем более их творчество. Информация, содержащаяся в книге настолько объемна, что, естественно, многое так и прошло мимо. Но после прочтения возник определенный интерес, тем более автор в конце книги дает список наиболее значимых произведений. И если в следующий раз я возьмусь за нее, то обязательно буду слушать и музыку, чтобы быть совсем в теме.
Но давайте вернемся к книге Росса. Еще одна тема,ан которую бы хотелось обратить внимание - это отношения композиторов и власти. Творчество нельзя отделять от эпохи и отношения правителей к музыке. Гитлер, например, считал себя любителем и знатоком этого вида искусства. Но чтобы композитору жилось спокойно и он мог заниматься своим любимым делом, нужно под власть прогибаться, закрывать глаза на всё, творящееся вокруг. Почти такая же ситуация была в то время и в Советском Союзе. Сталин с большим интересом следил за культурной жизнью страны и за музыкальной в том числе. И здесь совсем не обязательно читать Росса, чтобы понимать ту историческую ситуацию. Как пример соглашательского поведения, автор приводит историю жизни Шостаковича. Чтобы он мог писать ту музыку, которая ему была близка, которая отражала его внутренний мир, он жил в согласии в властью, но не со своими внутренними ощущениями. Росс очень подробно рассказывает о том, как политика вмешивалась в жизнь творческих людей. И так продолжалось до 60-х годов, по крайней мере, в США, в последующие годы то ли у правителей не было интереса,то ли демократия взяла верх, что им было все равно, какая музыка создается. И с этого времени композиторы начинают экспериментировать со звуком, создавая такие композиции, о существовании которых их предшественники даже не задумывались. Да, они еще раньше отказались от тональной музыки, считая ее популярной, музыкой для всех. Но музыкальные творения второй половины 20 века поразили бы и их. У композиторов появилась возможность записывать музыку сразу при создании, а потом, проигрывая ее с разной скоростью и накладывая, например, голос проповедника, произносящий всего одну фразу, получать необыкновенные эффекты. Технические возможности с годами лишь увеличиваются, поэтому не будет конца и музыкальным экспериментам.
Такие книги очень трудно оценивать. Бесспорно, автор проделал громадную работу, собрав и систематизировав весь материал. Но он увлекся специальными терминами, таким образом затруднил восприятие, неподготовленный читатель будет через текст просто продираться. Биографические моменты написаны очень увлекательно, но многие личности оказались незнакомы, но это из разряда - "мои проблемы". Зато автора получилось заинтересовать меня, и я постараюсь восполнить эти пробелы.

Прочитана в рамках игры "Долгая прогулка"
Команда "Атараксия", февраль

Комментарии


Но чтобы композитору жилось спокойно и он мог заниматься своим любимым делом, нужно под власть прогибаться, закрывать глаза на всё, творящееся вокруг (с).

Не вступать в конфронтацию еще не значит подгибаться и закрывать на все глаза.
Тем более что жизнь композиторов всегда осложняла далеко не только власть.


«...Как само собой разумеющееся считается то, что человек интересуется серьезной музыкой, значит он имеет минимальные знания нотной грамоты».

Слово «серьёзный» расплывчатое даже для снобов, имхо.


Здравствуйте! Скажите пожалуйста, у Вас есть эта книга?