Больше рецензий

29 января 2015 г. 03:41

347

4.5

Вот она - колыбель литературы! Здесь всё начиналось. Эти строки воодушевляют и вдохновляют; читая, я наполняюсь какой-то частью их величия.
Конечно, во многом заслуга переводчика - Мережковского. Ничего не скажешь, постарался дядька на славу). Но то, как его восхваляли и местами оправдывали во вступительной статье, ей-богу, может вызвать мандражку или нервный тик. Составитель статьи о Мережковском явно был готов схлестнуться с любым инакомыслящим "еретиком"). Но вернёмся к трагедиям.

Эсхил, Софокл и Эврипид - это три разных трагика, но у каждого в их творчестве есть одинаковые черты.

Эсхил
Эсхил считается отцом трагедии, хотя до него уже были трагики. И этот факт, лично для меня, имеет некий отпечаток суровости, грубости и наставничества в творчестве Эсхила. Хотя судить приходится лишь по одному произведению, но уже кое-что можно сказать. "Скованный Прометей" - гимн борьбы за просвещение, свободу, справедливость. Прометей - это прообраз несгибаемого, героического борца (зачастую, обречённого на гибель, но и на славу).

Софокл
В мотивах трагедий Софокла - неотвратимость судьбы (пророчества, проклятия), чтобы герои не предпринимали.
В трагедии "Эдип-Царь" Эдип расплачивается за грехи предков. Он - сильный и справедливый правитель, но судьба его настигает, не смотря ни на что.
В трагедии "Эдип в Колоне" он сам проклинает своих отпрысков, обрекая их на гибель. Как и во всей древнегреческой литературе и мифах виден знакомый лейтмотив: те, кто пытается идти против судьбы и богов, обречены на страдания и смерть.
"Антигона" - это трагедия о том, как наказывают боги людей за их гордыню. И здесь я вижу впервые ведущую роль женского персонажа. Самопожертвование Антигоны и любовь к брату, не смотря на его заблуждения и ошибки, достойна уважения, я считаю.

Еврипид
Этот трагик был не воспринят должным образом современниками, но высоко оценён потомками. Судя по всему из-за того, что тогда был силён авторитет Софокла - учителя Еврипида, не разделявшего взглядов последнего по многим вопросам.
Мотив из "Смерти Клитемнестры" меня особенно взбудоражил: это нагнетание атмосферы, неизбежность того, что должно совершиться, тот факт, что дети Клитемнестры не хотят её убивать, но не могут противиться закону богов - всё это создаёт потрясающую по силе отчаяния картину.
"Медея" затрагивает свойственные грекам проблемы взаимоотношений женщины и мужчины. Проблемой, конечно же, греки такое отношение к женщинам не считали - муж был вправе выбрать новую женщину и делить с ней ложе, в то же время забыв о жене. Медея - сильная женщина с характером и она олицетворяет одну из первых попыток пошатнуть патриархат.
На Медее Евклид не останавливается и в "Ипполите" усматривается попытка пошатнуть авторитет богов. Здесь Афродита представлена, скажем так, в не самом радужном виде. А расплачиваются, как всегда, любимые марионетки - люди.

Общее впечатление
Вообще, древнегреческая литература для меня - это какое-то воспарение души и чувств. Прикосновение к прекрасному. Читал с удовольствием, и рекомендую всем, от мала до велика, в качестве приобщения к основам и отдохновению для души).