Больше рецензий

22 декабря 2014 г. 06:36

6K

3

Образ тургеневских девушек существует где-то в природе, но он скрыт во мраке, поэтому, если захотите его нарыть, то вам назовут довольно много произведений автора, благо их 15 томов, насколько я помню, но в конкретику никто не станет углубляться. Связано это с тем, что образ в конечном итоге собирателен и в большей степени ассоциируется с бородой и фраком самого Тургенева.

И это действительно так, учитывая, что, если взять общую составляющую у всех тургеневских романчиков (таковые далеко не все, есть и нормальные произведения), то вполне можно на примере "Аси" выработать некий алгоритм написания идеального тургеневского подхалимского женского произведения.
1. Действие должно происходить за границей, но с таким видом, что ты там живешь временно (хотя и поселился навеки). При этом, вопреки своим радикальным взглядам, Родину-то можно особенно и не любить, использую разных чахлых персонажей для всякого рода высказываний, намекая на их некомпетентность. Более того, отзыв о соотечественниках в виде "наши бы, правда, стекла разбили и поломали стулья, но эти (немцы) уж больно скромны" чья-то добрая душа вообще вырезала из оригинального текста произведения. ( Ася, кстати, описывается как ребенок и не один раз. Здесь и сравнения ее с мальчиком, и прямое упоминание о недозрелости).

Не учился я как следует, да и проклятая славянская распущенность берёт своё.

Я остановился и увидал возле дороги небольшую грядку конопли. Её степной запах мгновенно напомнил мне родину и возбудил в душе страстную тоску по ней.

2. Взять в качестве главной героини молоденькую девушку (русскую или местную - здесь действительно все равно. Тургенев прямо-таки кричит, что они все одинаковые. Судя по всему, русский дух и исключительность может касаться только мужчины), которая должна быть показана довольно несовершенной, но обязательно милой. Читатель потом ей все простит за душу чистую и помыслы невинные, списывая всю фигню на любовь.
Ася показалась мне совершенно русской девушкой, простою девушкой, чуть не горничной.

— Ах, я о многом думала. Это у меня привычка с детства.
Он общался с нею не по-братски: слишком ласково, слишком снисходительно

3. Основное - это поведение главного героя. Именно оно определяет облик девушки. Этот пункт доведен Тургеневым до совершенства - главный герой страдает, мнется, придумывает что-то на ровном месте сам, топчется - в общем, ведет себя как полный болван, что наталкивает читателя на мысль о том, что он влюблен. На всякий случай Тургенев это проговаривает - вдруг кто-то не понял. Это вообще полезное качество Ивана Сергеевича - всем все разжевывать. Один мой друг называл это "нужно проговорить предложение". Знакомясь с девушками, если даже налицо было отсутствие заинтересованности с их стороны, чтобы провести эту ночь в форме знакомства поближе, он всегда говорил "Нужно предложить им прямым текстом. Вдруг они не поняли". Тургеневский главный герой очень скромен, но готов на каждосекундную дуэль из-за дамы. Дуэлей у Тургенева много - хоть обстреляйся, бумага все терпит, а по поводу скромности есть такие строки

мы всё больше рассуждали, и, сколько я могу судить, довольно умно и тонко рассуждали о том, как именно должно работать

Здесь же необходимо напомнить об органичных атмосферных тургеневских описаниях природы. Они очень красиво ложатся на текст, но сделано это в таком виде, как будто автор решил специально разбавить повествование, думая "здесь стоит читателю дополнительно припудрить мозг природой". И можно быть уверенным, что тут же последует как минимум на пол странички прекраснейшее тургеневское о траве, солнце и атмосферном фронте.

4. Назревает некое событие, где главный герой ведет себя не лучшим образом, провоцируя читателя стать на сторону несчастной девушки, которую он наверняка бросит (невольно или по собственному почину - без разницы), даже в том случае, если до этого он ее вовсе и не брал. Дополнительный повод для красивого скулежа в том, что автор в течении всего повествования бичует сам себя, периодически повторяя "ах, я подлец".

И, наконец, следует стандартный финал, где, как обычно, прошло много лет и престарелый Иван Сергеевич (иногда чудесным образом разбогатевший - каким образом - непонятно, но приходится верить ему на слово. Главный герой-то всегда по определению состоятелен, но о деньгах речь идет, чтобы сделать из него живого человека) сидит в кресле-качалке у камина, рассказывая всем - как он, дурак, упустил единственную и настоящую любовь всей жизни, которая непременно бы его привела к бурному вечному счастью.

Что ж, форма романа идеальная, чтобы привлечь девушек и внушить им две основные мысли.
1. Во всем виноваты мужчины.
2. Женская особенность строится на одном лишь желании ее иметь.

Кроме всего прочего роман может послужить утешением для типа мужчин, ищущих хоть какое-нибудь обоснование собственной нереализованности и содержит в себе четкие указания - по поводу чего можно посидеть и поплакать.

Ветка комментариев


Набоковская девушка несовершеннолетняя, сидит в тюрьме за растление знаменитых писателей


Набоковская и тургеневская девушка - диаметрально противоположные типажи. Тургеневская девушка - витающая в облаках мазохистка (ее бьют хлыстом, посылают подале, увозят к черту на кулички и там умирают у нее на руках, а она всему рада). Набоковская девушка - расчетливая садистка: пришел-увидел-погубил - поимел все блага и дальше пошел, бросив избранника агонизировать морально и физически; а еще немного цоевская "восьмиклассница" (шляется по кабакам с леденцом во рту, щедро делится собой, но при этом возвращается домой с наступлением темноты, в своои почтенные четырнадцать играет в любовь и куклы одновременно). И, ах да, тургеневская и набоковская девушка ровесницы, но, если тургеневская - эротическая недофантазия Тургенева, то набоковская - Франкештейн, собраный начитаным дядечкой Набоковым из трупных останков героинь его любимых книг. Абсолютное ИМХО, конечно.


мазохистка

мазохистка получает удовольствие от насилия над ним. Тургеневская девушка же, скорее, таким образом лишний раз стремится себя испытать. Набоковская несовершеннолетняя, а тургеневской ровно столько лет, чтобы иметь возможность по закону выйти замуж.

расчетливая садистка

согласен.
Цоевская восьмиклассница - более активная форма тургеневской. Она достаточно тупа (умный в этой паре Цой),а она еще и конфеты жрет, ее уже вынесло на улицу в таком возрасте и учится она плохо. Да еще ее парит такой предмет, как география. А домой она возвращается, как я предполагаю, не из-за правильности, а потому что слишком порывистая - ее мама разводит временными соотношениями. Это не признаки набоковской девушки совсем.
В целом - согласен, что диаметральные типажи, но не противоположные. Скорее всего они бы хорошо дружили - вопли и цирк набоковской пришлись бы по вкусу такой дуре, как тургеневская


А чем Зинаида в "Первой любви" себя испытывает-то в отношениях с отцом героя?


Зинаида - охххх. Так это вообще не тургеневская девушка. Это и есть ее антипод. Самолюбование и главное - ум, о котором Тургенев постоянно пишет. Она, конечно, не набоковская, но признаков набоковской у нее больше


В "Первой любви" тургеневская девушка - это главный герой