Больше рецензий

22 декабря 2014 г. 06:36

6K

3

Образ тургеневских девушек существует где-то в природе, но он скрыт во мраке, поэтому, если захотите его нарыть, то вам назовут довольно много произведений автора, благо их 15 томов, насколько я помню, но в конкретику никто не станет углубляться. Связано это с тем, что образ в конечном итоге собирателен и в большей степени ассоциируется с бородой и фраком самого Тургенева.

И это действительно так, учитывая, что, если взять общую составляющую у всех тургеневских романчиков (таковые далеко не все, есть и нормальные произведения), то вполне можно на примере "Аси" выработать некий алгоритм написания идеального тургеневского подхалимского женского произведения.
1. Действие должно происходить за границей, но с таким видом, что ты там живешь временно (хотя и поселился навеки). При этом, вопреки своим радикальным взглядам, Родину-то можно особенно и не любить, использую разных чахлых персонажей для всякого рода высказываний, намекая на их некомпетентность. Более того, отзыв о соотечественниках в виде "наши бы, правда, стекла разбили и поломали стулья, но эти (немцы) уж больно скромны" чья-то добрая душа вообще вырезала из оригинального текста произведения. ( Ася, кстати, описывается как ребенок и не один раз. Здесь и сравнения ее с мальчиком, и прямое упоминание о недозрелости).

Не учился я как следует, да и проклятая славянская распущенность берёт своё.

Я остановился и увидал возле дороги небольшую грядку конопли. Её степной запах мгновенно напомнил мне родину и возбудил в душе страстную тоску по ней.

2. Взять в качестве главной героини молоденькую девушку (русскую или местную - здесь действительно все равно. Тургенев прямо-таки кричит, что они все одинаковые. Судя по всему, русский дух и исключительность может касаться только мужчины), которая должна быть показана довольно несовершенной, но обязательно милой. Читатель потом ей все простит за душу чистую и помыслы невинные, списывая всю фигню на любовь.
Ася показалась мне совершенно русской девушкой, простою девушкой, чуть не горничной.

— Ах, я о многом думала. Это у меня привычка с детства.
Он общался с нею не по-братски: слишком ласково, слишком снисходительно

3. Основное - это поведение главного героя. Именно оно определяет облик девушки. Этот пункт доведен Тургеневым до совершенства - главный герой страдает, мнется, придумывает что-то на ровном месте сам, топчется - в общем, ведет себя как полный болван, что наталкивает читателя на мысль о том, что он влюблен. На всякий случай Тургенев это проговаривает - вдруг кто-то не понял. Это вообще полезное качество Ивана Сергеевича - всем все разжевывать. Один мой друг называл это "нужно проговорить предложение". Знакомясь с девушками, если даже налицо было отсутствие заинтересованности с их стороны, чтобы провести эту ночь в форме знакомства поближе, он всегда говорил "Нужно предложить им прямым текстом. Вдруг они не поняли". Тургеневский главный герой очень скромен, но готов на каждосекундную дуэль из-за дамы. Дуэлей у Тургенева много - хоть обстреляйся, бумага все терпит, а по поводу скромности есть такие строки

мы всё больше рассуждали, и, сколько я могу судить, довольно умно и тонко рассуждали о том, как именно должно работать

Здесь же необходимо напомнить об органичных атмосферных тургеневских описаниях природы. Они очень красиво ложатся на текст, но сделано это в таком виде, как будто автор решил специально разбавить повествование, думая "здесь стоит читателю дополнительно припудрить мозг природой". И можно быть уверенным, что тут же последует как минимум на пол странички прекраснейшее тургеневское о траве, солнце и атмосферном фронте.

4. Назревает некое событие, где главный герой ведет себя не лучшим образом, провоцируя читателя стать на сторону несчастной девушки, которую он наверняка бросит (невольно или по собственному почину - без разницы), даже в том случае, если до этого он ее вовсе и не брал. Дополнительный повод для красивого скулежа в том, что автор в течении всего повествования бичует сам себя, периодически повторяя "ах, я подлец".

И, наконец, следует стандартный финал, где, как обычно, прошло много лет и престарелый Иван Сергеевич (иногда чудесным образом разбогатевший - каким образом - непонятно, но приходится верить ему на слово. Главный герой-то всегда по определению состоятелен, но о деньгах речь идет, чтобы сделать из него живого человека) сидит в кресле-качалке у камина, рассказывая всем - как он, дурак, упустил единственную и настоящую любовь всей жизни, которая непременно бы его привела к бурному вечному счастью.

Что ж, форма романа идеальная, чтобы привлечь девушек и внушить им две основные мысли.
1. Во всем виноваты мужчины.
2. Женская особенность строится на одном лишь желании ее иметь.

Кроме всего прочего роман может послужить утешением для типа мужчин, ищущих хоть какое-нибудь обоснование собственной нереализованности и содержит в себе четкие указания - по поводу чего можно посидеть и поплакать.

Комментарии


Здорово написали.)


Обычно выбегают рассерженные тургеневские девушки


Наверно, я к ним не отношусь.))


И хорошо, ибо мы только что установили, что они бородатые и старые


)))О. Это не недостатки.))


Одно дело - в другом человеке, а совсем другое - в самом себе


Тот случай, когда жаль, что можно только 1 плюс поставить.
Всегда подозревала, что "тургеневских девушек" можно найти где угодно, только не у самого Тургенева. У него же всегда записные идиотки, половину времени выискивающих себе ни к чему не годного "героя", а другую половину - "страдающие" по этому "герою".


На самом деле - только что обнаружил список тургеневских девушек в Википедии. Оказалось, что кроме Аси там только некая "забыл как зовут" из "Рудина". В "Рудине" можно помнить только Рудина. Остальные именно оттуда, что я еще не читал. "Новь", "Дворянское гнездо", "Накануне" и какие-то "Фауст" и "Дневник лишнего человека"


Я в юности томов 7 его прочитала, но девушек "трепетных и нежных" совершенно не припомню, сплошь как одна находили среди знакомых самого непригодного (типа Рудина), проявляли инициаьиву нередко, навязывались всячески и пр.В общем, неппристойно себя вели и глупо.


Это ваше личное свойство. Вероятно, чтобы их увидеть, нужно быть доброй глупой девушкой или Тургеневым


Можно еще Википедию изучить, тоже вариант.


Стараюсь не пользоваться даже Википедией. Вся эта информация мешает чистому восприятию. 7 томов - это большая часть произведений, ибо там еще письма и всякое такое тома 2 занимали. Я, разумеется, из 15 томов прочитал только половину того, где "Отцы и дети" были


В "Отцах и детях" тоже есть "тургеневские девушки" , одна другой краше.


Да, вероятно есть, потому что не помню о них ничего. Это такое отличительное свойство тургеневских девушек - проходить через все повествование незаметным фоном


быть доброй глупой девушкой

- один из вариантов тяжкой женской доли.

Впрочем, девушки тоже обычно запоминают Базарова и лягушек.


Напротив, такие девушки быстрее приходят к тому, что называется счастьем. Запомнил Базарова и Рафаэля, подчеркивающего отсутствие объективных оценок в искусстве


быстрее приходят к тому, что называется счастьем


С точки зрения нетургеневских девушек и юношей.

А господа Кирсановы не впечатлили?


Социальный путь всегда проще, чем интеллектуальный. Достаточно, чтобы повезло с родителями. Время было такое, что Кирсанова я воспринял как председателя обкома партии. Потом век Базаровых пришел на выпускном вечере


Социальный путь к счастью? Вряд ли это будет индивидуальным счастьем.

А которого из Кирсановых? Разные типажи все же.


люди бывают разные. Нужно пытаться оценивать с этих позиций, не ставить себя на чужое место. Кирсанов там, представитель старой формации, один. И конфликт тоже один


В "Накануне" - типичная тургеневская девушка.
"Фауст" - великолепно, но тема другая.


Вероятно ни одна из них ему так и не отдалась


Люди бывают разные. Но оценивать такую индивидуальную и субъективную категорию как "счастья" можно только индивидуально и субъективно.

Старших Кирсановых там двое - "западник"и либерал Павел Петрович и "консерватор" и романтик Николай Петрович, и конфликты у них с Базаровым своеобразные, хотя конечно и можно назвать "отцы и дети".

PS Можно у вас попросить именной совет в годовом флешмобе?


Да, я сначала хотел выразиться более определенно «равновесие», а не счастье. Я попробую дать совет. Но обычно рекомендую Бонч–Бруевича. Или поменьше читать и завести еще одного мужика


Равновесие – тоже штука сложная, а то бывает с виду вроде равновесие, а потом взял человек и повесился.

Боюсь, что обычный совет, как лишенный той самой индивидуальности и субъективности, принять не смогу.)


"Повесился" порою есть форма достижения равновесия. Вы сможете сами очень индивидуально и абсолютно субъективно выбрать себе мужчину


Идеальное равновесие, можно сказать.
Совет не индивидуален хотя бы в силу того, что вы, как было сказано выше, «обычно» даете такие советы.


ну теперь гораздо лучше! в этот раз Вы не плакали :Р


Там мало слишком, не успел. Да и плакать из-за склероза глупо. Что характерно - ни слова не помню из первоначального чтения. И это забуду через недельку. Нужно поругаться на тему Аси с кем-нибудь, может тогда что-то и запомню


эх..не могу ничем не могу помочь...ни черта не помню..


Чем природа то вам не угодила? ))

А "Вешние воды" вы, я смотрю, не относите к такому типу произведений Тургенева? А по-моему как раз под вашу рецензию вписывается.


Тургенев не дал возможности своим героиням себя проявить. С его конкретикой повествования и тем, что у него просто не может быть вещей, которые приходится за него додумывать - это странно. Казалось бы, бумага все терпит. Но образ Джеммы вообще никакой и со временем из памяти стирается. Может, конечно, это я так вижу. Вот я и пытаюсь классифицировать те признаки, которые должны привлекать читателя в образе тургеневских девушек. Никакой природы, как видите, нет


Сначала тургеневская девушка, потом бальзаковская женщина, потом старуха Изергиль. Так?


Вам виднее. В конце Лев Толстой и ислам


Хех, если уж "Ася" на такой опус вдохновила, то даже боюсь представить, что бы вы написали после набоковской "Камеры обскура"... ;)
Честно говоря, набоковские девушки мне часто тургеневских напоминают по сути. Взять хотя бы "Машеньку"...


Набоковская девушка несовершеннолетняя, сидит в тюрьме за растление знаменитых писателей


Набоковская и тургеневская девушка - диаметрально противоположные типажи. Тургеневская девушка - витающая в облаках мазохистка (ее бьют хлыстом, посылают подале, увозят к черту на кулички и там умирают у нее на руках, а она всему рада). Набоковская девушка - расчетливая садистка: пришел-увидел-погубил - поимел все блага и дальше пошел, бросив избранника агонизировать морально и физически; а еще немного цоевская "восьмиклассница" (шляется по кабакам с леденцом во рту, щедро делится собой, но при этом возвращается домой с наступлением темноты, в своои почтенные четырнадцать играет в любовь и куклы одновременно). И, ах да, тургеневская и набоковская девушка ровесницы, но, если тургеневская - эротическая недофантазия Тургенева, то набоковская - Франкештейн, собраный начитаным дядечкой Набоковым из трупных останков героинь его любимых книг. Абсолютное ИМХО, конечно.


мазохистка

мазохистка получает удовольствие от насилия над ним. Тургеневская девушка же, скорее, таким образом лишний раз стремится себя испытать. Набоковская несовершеннолетняя, а тургеневской ровно столько лет, чтобы иметь возможность по закону выйти замуж.

расчетливая садистка

согласен.
Цоевская восьмиклассница - более активная форма тургеневской. Она достаточно тупа (умный в этой паре Цой),а она еще и конфеты жрет, ее уже вынесло на улицу в таком возрасте и учится она плохо. Да еще ее парит такой предмет, как география. А домой она возвращается, как я предполагаю, не из-за правильности, а потому что слишком порывистая - ее мама разводит временными соотношениями. Это не признаки набоковской девушки совсем.
В целом - согласен, что диаметральные типажи, но не противоположные. Скорее всего они бы хорошо дружили - вопли и цирк набоковской пришлись бы по вкусу такой дуре, как тургеневская


А чем Зинаида в "Первой любви" себя испытывает-то в отношениях с отцом героя?


Зинаида - охххх. Так это вообще не тургеневская девушка. Это и есть ее антипод. Самолюбование и главное - ум, о котором Тургенев постоянно пишет. Она, конечно, не набоковская, но признаков набоковской у нее больше


В "Первой любви" тургеневская девушка - это главный герой


Тургенева читала ещё в школе. Перечитывать не собиралась. Однако после Вашей рецензии захотелось это сделать. Спасибо за стимул)


Пожалуйста, хотя, стимулирование - не наш профиль


А чувств и эмоций никаких персонажи такие не вызывают?


Не знаю. Читал два раза. Еще раз слушал. Ничего толком не помню. О чем-то это и говорит


Понятно


Подобными свойствами обладают практически все тургеневские образы. Они проскальзывают незаметно и не задерживаются в памяти