Больше рецензий

Doe_Jane

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

21 декабря 2014 г. 20:53

136

3.5

Эта книга растянулась, кажется, больше, чем на год, и даже тот факт, что я взяла эту книгу на конкурс, не помогал мне двигаться дальше, я только пропустила половину следующего тура. Книга висела как пресловутый дамоклов меч, а мне весь ноябрь попадалась на глаза афиша группы Therion, где я с маниакальным упорством пропускала букву "i" и видела имя одного из главных героев - Theron :) Читать в бумаге у меня упорно не получалось, электронки нормальной не было, пришлось ждать аудио, которое стало моей первой (и потому бесплатной) книгой, скачанной с Audible. Но и тут не пошло - книга была порезана так, что паузы были буквально посреди слова, что очень сбивало и мешало, и я никак не могла погрузиться в атмосферу. Только когда какой-то добрый самаритянин выложил нормальный вариант книги, разбитый по главам, я смогла двигаться дальше.
В результате я раз пять начинала и бросала, а потом бралась снова, начиная не с того места, где собственно закончила, а где я помнила последние события. В итоге первую и вторую части из четырех я прослушала раза два точно, а некоторые их фрагменты и того больше.
И вот тут обнаружилось интересное свойство - оказалось, в эту книгу очень хорошо возвращаться. Когда уже знаешь, что будет и перестаёшь сравнивать с предыдущими книгами и своими же собственными ожиданиями, начинаешь получать прежнее удовольствие.

За что же тогда 3,5 балла? Постараюсь объяснить.
В своё время мне полюбился мир Риверсайда именно за то, что, несмотря на позиционирование жанра "фентези" на обложке, никакого волшебства там не было, был просто выдуманный город со своей уникальной и особой атмосферой, своими запахами и шорохами, своими интригами. Шуршали платья, мягко звенели чашки с горячим шоколадом, и тихие голоса плели двойной кружевной слой, пряча намёки за благородными, почти дворцовыми формулировками. Чем-то напоминало Дюма, но очень по-английски: то ли в духе "Честной куртизанки", то ли "Истории с ожерельем", то ли романов Джейн Остин - а на самом деле действительно неповторимо. И вот в третьей книге появилась.... магия. Настоящая - с волшебниками, заклинаниями и волшебными книгами. И это, откровенно говоря, всё испортило, потому что книга вышла более затянутой и менее динамичной, и даже стилистически в обозначенных эпизодах отличалась от себя самой. Если рассуждать логически, то эту линию привнесла именно Делия Шерман, поскольку у Кушнер до сих пор этого не было, да и рассказ про короля Александра-оленя принадлежит именно её перу. Во-вторых, все эти магические штуки, в которых увязли главные герои, были прописаны как-то нечётко, да и сами персонажи в таких ситуациях были совершенно на себя не похожи - словно другие люди. И это их очень испортило, на мой взгляд. Терон и Бэзил и без того проигрывали Ричарду и Алеку, по которым я с первых глав начала скучать, и мне потребовалось много времени, чтобы к ним привыкнуть. Нет, я не ждала повторения прежних линий и характеров, но мне хотелось, чтобы они получились столь же цельными и интересными именно в человеческом и психологическом плане, а вместо этого авторы заменили это всё той же магией. Их конец был закономерным, и, пожалуй, это был единственный более-менее достойный выход из всей той волшебной неразберихи, в которой увязли авторы, - единственное, я в своих предположениях поменяла героев местами.

А теперь о хорошем. Эллен осталась верной самой себе, и её проработка мира и персонажей выше всяких похвал - здесь можно поставить твёрдую 5. Все второстепенные герои вышли очень сочными, цельными и живыми. Мир Риверсайда хоть и изменился за прошедшие с первой книги 60 лет, забыв про мечников и про Ричарда Сэнт-Вира, но всё же продолжает жить и дышать. Ещё более интересно было посмотреть, какими стали герои предыдущих книг. Кэтрин, которая была девочкой в "The Priviledge of the Sword", стала настоящей герцогиней, и даже не забросила фехтование :) Однако было жаль, что ей не досталось ничего от Алека, который приложил руку к формированию её как личности, и, собственно, сделал из неё герцогиню - или же Кушнер просто не показала Кэти в домашних условиях, без парадной маски, когда она могла шутить с близкими и разговаривать с ними так, как захочет.
Кому же достался характер Алека, так это сводной сестре Терона - Джессике. Её появление было полной неожиданностью - и очень приятной: это как раз тот типаж рыжей бестии, который я так люблю у Кушнер. Я бы даже сказала, что она ещё более сумасшедшая, чем Алек, потому что женщина, и вполне может дать ему фору.
Отдельно хочется сказать про Майкла, который так понравился мне в самой первой книге. Здесь он уже стар, и видеть его таким даже больно: живое воплощение беспощадного времени, неумолимых перемен и необратимого хода жизни. А наследник у него достойный.

Ну и, наконец, не могу не похвалить аудиокнигу - не только конкретно эту, а вообще всю серию про Риверсайд. Эллен потрясающе изображает каждого персонажа, и даже актёры, которые ей помогают, иногда проигрывают её тягучим шёлковым интонациям и низкому голосу, который идеально подчёркивает роскошь языка, которым написана книга. А благодаря прекрасно сделанной музыке создаётся ощущение, что смотришь фильм, в котором, к тому же, можно даже прогуляться, ибо дело происходит не на холодном экране, а в твоей голове. И, думаю, когда-нибудь я обязательно пройдусь по этим улочкам ещё раз.

Книга прочитана в рамках игры LinguaTurris.

Комментарии


А почему у книги тэг 'Gaiman'?


Потому что, во-первых, все три книги изданы под знаком Neil Gaiman Presents, так что это всё с его легкой руки, а во-вторых, к первым двум книгам он написал предисловия, которые сам же и начитал в аудио, а в третьем томе ему вообще роль дали :)) Во второй книге тоже была какая-то проходная, но я его даже не узнала, только потом, когда предисловие переслушивала (уже со знанием дела :)), поняла, что он там был, оказывается. И так бывает :)))