Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

8 декабря 2014 г. 07:03

421

5

Была книга. Никак не могу вспомнить. Отчего-то кажется, что автор - женщина. Она говорит, латиноамериканская поэзия по-особому рвет душу. Ничему другому не удается делать это с таким вот пытошным подвывертом. И ничто другое не способно так вычистить. Это стихотворение приводит в пример. Дальше совсем не о том. Вообще не помню сюжета, героев и при каких обстоятельствах попал в руки текст. Стихи запомнились.


Только у меня не было чувства рвущейся души. Тоска, безнадежность, изначальная предрешенность. Зародыш разрушения, который содержит в себе всякое зерно. Было так хорошо, но пришло время расстаться. И никакие доводы рассудка, никакая, самая правильная логика поведения, не в силах уже отменить происходящего. Оно началось.

Не "ла-ла-ла, почему ты ушла?" и не "тут у него все терпения... лопнули". Просто: "А меня ни здесь, ни вокруг". Почему? Были, наверное, причины. Ты остаешься другом и пребудешь им вовеки, но мы уже не вместе. И никогда не будем вместе. Сначала я позабочусь об этом, а после сама жизнь. Даже если "я, возможно, вернусь обратно". То "тебя ни здесь, ни вокруг". Не потому ухожу, что хочу оставить. Потому что вижу, чего не видишь ты. Это ты уже не со мной сейчас. Дальше будет только хуже. Медленное тяжелое умирание дружбы и я свинцовой гирей на твоей шее.

Перевод Павла Грушко, как бы помягче сказать, не идеальный. Крохотного моего испанского хватает, чтобы понять: вторая строфа не об ужасающих хребтах, которые кто-то станет воздвигать позади себя, чтобы не дать настигнуть. Речь о пустоте, через которую не протянуть руки, не сделать шага не "venir conmigo" - "прийти со мной". С другой стороны, это ведь он, Павел Грушко, написал либретто к рыбниковской "Звезде и смерти Хоакина Мурьетты". Которое наизусть помню три десятка лет. Никогда не считала эталоном поэзии, но свое, родное. Пусть уж будет "чтоб меня не настигнул ты".

ОДИНОКИЙ ДРУГ

Ты меня не догонишь, друг.
Как безумец, в слезах примчишься,
а меня — ни здесь, ни вокруг.

Ужасающие хребты
позади себя я воздвигну,
чтоб меня не настигнул ты!

Постараюсь я все пути
позади себя уничтожить, —
ты меня, дружище, прости!

Ты не сможешь остаться, друг...
Я, возможно, вернусь обратно,
а тебя — ни здесь, ни вокруг.

EL SOLO AMIGO

No me alcanzaras, amigo.
Llegarás ansioso, loco;
pero yo me habré ya ido.

(¡Y qué espantoso vacio
todo lo que hayas dejado
detras, por venir conmigo!

¡Y que lamentable abismo
todo lo que yo haya puesto
enmedio, sin culpa, amigo!)

No podras quedarte, amigo.
Yo quizas volvere al mundo.
Pero tú ya te habrás ido...

Ах да, автор знаменитого афоризма о листе линованной бумаги, на которой нужно писать поперек, именно он Хуан Рамон Хименес.

Комментарии


…Из стран Рождения река По царству Жизни протекает, Играет бегом челнока И в Вечность исчезает…
-Каково сказано, тётушка?
-Про речку? Хорошо...
-Сходил бы, искупался. Иль окуньков бы половил.
-Что вы говорите такое, тётушка?
-Река жизни утекает в Вечность. При чем тут "окуньки"?
- Я думала, может, ухи хочешь. Ну нет, так нет… И лапша хороша!
-Ох, тетушка! Мы с вами вроде по-русски говорим, да на разных языках. Я вам про что толкую? Про смысл бытия! Для чего живет человек на земле? Скажите!
-Как же так сразу? И потом - где живет?… Ежели у нас, в Смоленской губернии, это одно… А ежели в Тамбовской - другое…
-Нет! Сие невыносимо! ©

Майя, подскажите, можно где либретто скачать.
Я ж рок-оперу эту видела, а помню только Абдулова на белом коне.

А зачем на линованной бумаге писать поперек?


А фиг его знает. Сама-то я все больше вдоль и слегка по диагонали с уклонном вверх (это про бумагу)

В Хоакине не было Абдулова. Он в Юноне, кажется. Тот, который "У Кончитты есть жених, некий Федерико. Он утверждает, что вы Ваше Сиятельство, то есть, это он утверждает, что вы не совсем честный поступок совершили. Клянется заколоть вашу светлость. Молодой. Весьма опасен". Впрочем, могу ошибаться насчет роли, в которой Абдулов подвизался, спектакль не смотрела толком.
Где скачать - без понятия. Это в памяти, говорю ж, наизусть. Но через поиск легко найдете, думаю. Там очень красивые вокальные партии.

С Толстого смеялась. Сильно. Это ведь Алексей Константинович? Или Николаевич? Боюсь, вопиющую безграмотность свою уже обнаружила.


После слов Красивые вокальные партии передумала читать либретто)

Ну хорошо, пусть не Абдулов. Но конь был - белый.

Повесть А.Н.Толстого, но это фильм, сценарий Григория Горина.
У меня пунктик на этом фильме.


Я тоже очень люблю этот фильм. Как почти все, снятое Захаровым. И все, написанное Гориным.
Конь, он только белый бывает. Иначе никак. Разве только алый парус альтернативой. Но там спецусловия должны выполняться. Наличие водоема и вообще затратно.
А вы читать, что ль, собирались? Грушко не Поэт Времен и Народов. У него там перлы, вроде: "Сколько листьев, чтоб выжить, дарят зиме деревья? Главное, чтобы дети не умирали во чреве. Стоит ли жить, если что-то еще не родилось? Стоит, чтоб жизни смерь твоя пригодилась" В таком духе. Но музыка восхитительна. Как все, написанное Рыбниковым. И она нивелирует все шероховатости.


Я в общем хотела вспомнить. Умею такие вещи читать по диагонали.
Или поперек линеек))


Даже не сомневалась в ваших многочисленных и разнообразных умениях. Но если хотите, я вам изложу. С той степенью краткости, какая угодна.


Да, мне интересно.


Я, правда, могу хоть наизусть. Но в двух словах так: в 1848-м в Калифорнии нашли золото, началась золотая лихорадка, из соседней нищей Чили, где кроме гуано ничего не было, народ тоже ломанулся на дОбычу. Лидер одной из групп старателей Хоакин Мурьета имеющий молодую беременную жену, за каким-то хреном прется с другими в салун. А местные всегда и везде не любили чурок, их там оскорбляют. Завязывается потасовка. В отместку за сопротивление группа рейнджеров насилует жену Хоакина Тересу. После выкидыша она умирает. Чилийцы, сплотившись вокруг Мурьеты, поднимают бунт. Не менее бессмысленный и беспощадный, чем русские бунты. В конце Хоакина заманивают в засаду и убивают. Финита.

Увертюра. Сцена на корабле. Ария смерти. Ария Звезды. Реквием - это восхитительно. Остальное просто хорошо. Мне еще нравятся проститутки из салуна и таможня. И очень-очень "Прощай".

Ах да, еще "Не родись, сынок" - слезы с голубиное яйцо.


Спасибо, действительно забыла напрочь, видать больше по сторонам глазела. Э-эх!
А Абдулов в этом спектакле играл Хоакина.


Значит по сторонам было интереснее.
В фильме Харитонов, кажется. Но его тоже не видела. У меня был альбом из двух виниловых дисков. Этот и такой же с "Авосем" Как-то не стремилась еще и видеорядом дополнять это безобразие (я о поэзии). Там музыка - все.


Шутка юмора?


Движение души - настроение игривое было
Алые паруса читать буду, без шуток)