Больше рецензий

29 ноября 2014 г. 08:35

347

5

Бесов не Бог создает. Это человеки по грехам своим бесов рождают, а потом сами же их закрестить тщатся. Кто книгой, кто огнем, кто еще чем... А только пока закрещивают, намучиваются и опять же через муки свои новых бесов рождают и опять крестят... Так оно и ведется на свете с самого начала...

Книгу успел прочесть дважды, больно легким текст показался. В третий раз коротенькую повесть перелистнул мельком. И выделил отдельные вопросы.
-
Думаю историю Кима Волошина, автору писать было одновременно мучительно тяжело и вместе с тем легко. Наверняка просто давались описания послевоенного детства и провинциального быта, где перед взором стоят картины с солдатами возвращающимися домой. Верю, что (автор) юноша встретивший шестнадцатилетие в блокадном Ленинграде, своими глазами видел как обезумевший от голода нелюдь рубит топором человечину ("Поиск предназначения"). И потому сцены описывающие нетонущие девичьи головы, жуткие песни калек и стихи-эпиграфы похожие на завывания не кажутся мне неуместно фальшивыми.
А непривычно сложно Аркадию Стругацких было писать одному. Это как отнять руку и заставить все делать только левой. Что интересно младший брат настаивал на совместном обсуждении сюжета, Борис хотел помочь в редактировании содержании книги но Аркадий решил все писать сам. Возможно только он один знал что произошло, как все было на самом деле и какие действительные события нашли отражения в повести. Когда он писал, то вновь мучительно переживал все наново и тяжело выталкивал из себя слова на бумагу. Это нужно было сделать только в одиночку.
-
В основном всех интересует кем был Волошин и кем он стал? Откуда проистекает природа страшного дара и где его границы? Но мне все это видится не таким уж важным. На все вопросы автор дал исчерпывающие ответы на страницах книги, только нам они не нравятся своей простотой. Куда сложнее разглядеть то, как Ким осознает происходящее, какие делает выводы и к чему приходит. Для понимания его мотивов достаточно помнить - человек характеризуется не словами или высказанными вслух мыслями, а исключительно поступками. И там, среди этих поступков, хороших и плохих, кроется разгадка души аггела.
В своих моно-романах, авторы всегда обращаются в нутро человеческой природы. Из книги в книгу задают один и тот же вопрос. Он кочует из рассказа в повесть, от героя к герою, бывает меняется тональность и форму но суть его остается та же. Иногда это желание дать "...счастье для всех даром" ("Пикник на обочине"). В "Трудно быть богом" запоздалое понимание, что нельзя нести добро через зло. Но в самую странную форму он облачился в "Дьявол среди людей".
Вчитайтесь. Падший ангел презирает ад в котором живет. Понимает, что не может принести людям, и чужим и близким, что либо кроме боли и страданий. Знает, что должен исчезнуть (а если надо умереть), все еще грозится и щетинится во все стороны. Но когда приходит его время спокойно уходит.
Это слишком походит на ранне христианские мотивы жертвенности. Желание отдать всего себя и искупить собой счастье для всех. А что может быть более удивительно чем Дьявол приносящий себя в жертву ради спокойствия и благополучия простых смертных.

Комментарии


Внутренний монолог героя (Эпилог второй, простодушный) меня потряс.