Больше рецензий

15 мая 2024 г. 23:48

60

4 «...совершенство таится в беспорядочной смеси компонентов. Закон Холмса»

«Этюд в багровых тонах» Конан Дойля — один из моих любимых (если не самый любимый) рассказ о приключениях Холмса и Ватсона. «Этюд в черных тонах» - как зеркальный двойник, гротескное отражение в кривом зеркале, аллюзия на хитроумную придумку самого автора, облаченная в строгую форму медицинской сестры с чепцом и передником, заботливо раздергивающей шторы и борющейся с Шпингалетом-убийцей.
Это могла бы быть насмешка, пародия, шутка черного юмора (тона-то ведь этюда черные!), однако это больше похоже на взгляд искоса - «а что если бы...». И ты напрягаешь извилины, усиленно представляя — а и правда, что если...

Книга оставила по себе странное впечатление, но я не могу сказать, что она мне не понравилась. О чем она вообще? Главным тегом при поиске обозначается жанр зарубежного детектива, но я на детективах уже собаку съела и, как по мне, так это не совсем и детектив. Да, тут есть преступление (и не одно), однако вся сцена словно купается в каком-то галлюциногенном тумане, заставляя разум обрывать возможные и уже начатые логические цепочки и облекать расцветающую перед ним картину в самые безумные краски и цвета.
Сцена. Вся книга — одна большая сцена, в которой при частой смене декораций происходят странные, выходящие за рамки обычного детектива действия, которые призваны больше запутать, чем прояснить, и больше показать, чем рассказать.
Театр — вот главное действующее лицо, так как под его указку пляшут все основные и все побочные персонажи.
Конечно, как на мой вкус, ему было уделено слишком уж много внимания и, если честно, все его скандальные подробности меня не столько шокировали, сколько заставляли скептически поджимать губы и выгибать брови. Вот в таком вот странном, извращенном и причудливом антураже и действуют главные герои.

К слову, про героев. Знаете, бывает любовь с первого взгляда! Я не про настоящую любовь с первого взгляда, так как это являение еще более редкостное, чем мужчина, пьющий на улице кефир вместо пива, так вот — увы, но у меня с персонажами тут не сложилось.
Первые несколько страниц я привыкала и притиралась к сестре Мак-Кари, пытаясь понять ее мысли, суждения и оценить ее жизненное кредо, однако чем дальше в лес, тем толще партизаны. Энн Мак-Кари существо суть странное, нелогичное и не вызывающее глубокой симпатии. Одинокая и неуверенная в себе, с заниженной самооценкой, жаждой заботы и кучей нерастраченной любви, она жаждала ее кому-то подарить и цеплялась за Роберта, как хмель за одежду. Ни самоуважения, ни чувства собственного достоинства — даже понимая, что это неправильно, что пора бы положить всему конец, она продолжала упорно потакать его желаниям, считая, что сможет хоть что-то изменить. Ага, щас.

«Самое большое заблуждение женщины — он изменится. Самое глубокое заблуждение мужчины — она никуда не денется».

Я просто выжидала, произойдет ли чудо, случится ли нечто из ряда вон выходящее, когда покорная и услужливая сестра Мак-Кари наконец-то поймет себе цену и сможет ли она при этом проявить твердость.
Отношения же между ней и мистером Икс я бы не назвала «химическими». Если честно, я вообще не уловила между ними какой-либо химии. Она то ругала его и пыталась командовать (не сказать чтобы очень успешно), то жалела и сострадала, что в итоге приобрело форму некой болезненной одержимости, которая лично у меня не вызвала понимания, но если ей так нравится, то что уж тут поделать...

Мистер же Икс (с вашего позволения я буду его называть так, чтобы не портить вам и без того довольно очевидную разгадку его личности) получился довольно интересным, но плохо раскрытым. При возможном логическом потенциале, автор больше раскрывал его странности и «чудесатости» вроде опущенных штор и невидимой скрипки, чем особенности его дедукции и рационального мышления. И это немного разочаровало, так как я изначально собиралась прочесть детектив. Принципы же, по которым он определял какие-то ключевые моменты вроде той же мисс Мак-Кари и события, что предваряли ее приход в Кларендон, тут он словно пальцем в небо ткнул — я человек доверчивый, но такое чересчур даже для меня.

Про доктора Дойла я могла бы написать довольно много, но во избежание спойлеров отмечу лишь, что насколько живым, лощеным и пижонистым денди был изображен доктор, настолько неожиданным было дальнейшее развитие событий. Фактически вся эта история — один большой фанфик о том, как настоящий Конан Дойль на самом деле придумал своего героя Шерлока Холмса. Для меня это не совсем в новинку, но так как все воспоминания о минувшем опыте вынуждают меня сравнивать (и не в пользу дальнейших произведений), я лишь отмечу, что все события получились слишком и чересчур фантастичными.
И да, мне неясна была цель всего того, что происходило. Объяснения не помогли, так как то, как были обставлены «убийства», вместо создания таинственного и пугающего антуража вызывали ощущение ложной мистификации и от этого вместе пугающих становились просто странными и надуманными. И хотя итоговый финт с сестрой Мак-Кари получился неожиданным (без шуток), то понимание, почему это произошло, пришло практически сразу — достаточно было связать вместе две ниточки и сложить два и два. Без дураков, получилось ровно четыре.

Мне кажется, в каком-то плане все испанцы странные. Я не имею большого опыта знакомства с ними, но при попытке осмысления «Этюда в черных тонах» ко мне настойчиво лезут параллели с творчеством Гильермо дель Торо. С его причудливыми, странными, гипнотическими и необычными фильмами, которые заставляют себя чувствовать странно и неловко, которые вроде бы нравятся, но которые оставляют тебя как бы «за» пределами нормальности.
Примерно такое ощущение вызвала у меня и эта книга.

Повторюсь, я не считаю ее плохой. И более того, это было чрезвычайно интересное путешествие по виткам человеческого разума, когда не будучи полностью устойчивым, он блуждает по коридорам такого же эфемерно-иррационального сознания. Благодатная почва для подобного рода «фикрайтерства», так как она позволяет поставить любых персонажей в самые разные и подчас — неудобные для них условия.
Только вот душевных терзаний сестры Мак-Кари хотелось бы поменьше. Понимаю, что возраст 44 лет для того времени воспринимался уже как «глубоко за...» и оставлял мало шансов и надежд на какое-либо личное счастье, но именно из-за этого, из-за внешности и неудачно сложившихся жизненных колизий вместо симпатии и благожелательности сестра Мак-Кари (лично у меня) вызывала жалость и неприязнь. Нужно же хотя бы немного себя уважать, можно подумать, она первая или последняя, кто оказался в такой ситуации.

P.S. А вот с глазами получился отличный ход — признаться, я о таком даже не подумала.