Больше рецензий

14 мая 2024 г. 13:44

99

4 как один писатель-полиглот будет писать роман о любовниках-полиглотах, но любовницы его вначале обоссут, а потом и сожгут

Если сказать вкратце о том, что написала Лина Вульфф в этой небольшой книжке, то получится как-то банально: о том, что писатели-мужчины, когда пишут о женщине, то на самом деле пишут о себе. По мне так каждый писатель пишет больше о себе, чем о ком-либо ещё. Но кроме того, что это некий женский взгляд на писателей-мужчин, это ещё и необычно скроенный текст о женщинах, которых пытается этот самый писатель-мужчина описать.

«Часть женщин стареет, как вяленая ветчина — постепенно, но всё же аппетитно. Некоторые изгнивают за одну ночь»

картинка AntonKopach-Bystryanskiy
Три части книги как три истории, в финале превратившиеся в некий философско-феминистический месседж. Первая часть посвящена 36-летней шведке Эллинор из провинциального Сконе, которая ищет партнёра в интернете, вспоминая ещё школьную влюблённость в простого местного парня, с которым познала азы совокуплений, потом пополнела и осталась с теми воспоминаниями.

Она зачем-то соглашается поехать с полным и не очень ей приятным мужиком на окраину Стокгольма в его дом у моря, где вначале дерётся с ним, а потом вступает в связь. И остаётся пожить у литературного критика (им оказался этот мужик), и если вначале её остановила снежная буря и непогода, то потом она почему-то привыкает к такому ходу жизни: уборка, просмотр сериалов и... чтение книг Мишеля Уэльбека, книги которого она нашла и стала запойно читать...

«Писатели — самые эгоистичные существа в мире, и по сравнению с ними все папарацци на свете — просто нежные фиалки. Когда писатель остаётся один в своей комнате, он пишет не то, что должен, а то, что хочет. И если внешне он кажется воплощением дружелюбия, то в глубине души у него могут гнездиться черти»

Вторая часть посвящена писателю Максу Ламасу, который живёт с женщиной-делопроизводительницей, которая любит читать Ницше и давно не вступает с мужем в интимную связь. А муж знает с десяток языков, пытается найти вдохновение для написания романа, а ещё находится в поисках такой женщины, которая бы его удовлетворяла и физически, и интеллектуально. Но почему-то вступает в связь с немолодой секретаршей из бизнес-центра, которая подумывает покончить с собой и периодически предлагает Максу убить толстого неприятного босса, который никак не может избавиться от засидевшейся на своём месте секретарши.

Третья часть посвящена старинному аристократическому итальянскому роду, а точнее — маркизе Латини Орсини, её дочери Клаудии и её внучке Лукреции, которая после смерти бабушки и потери почти всей недвижимости пытается кое-как выжить. Она пишет письмо в Швецию писателю Максу Ламасу с просьбой прислать сто тысяч евро. Ведь когда-то он гостил у бабушки, писал роман «Любовники-полиглоты», которым в итоге разбил сердце старой маркизы, вступившей с Максом в интимную связь. Именно эта рукопись с романом писателя-полиглота и соединит все три части повествования в одну связанную историю.

«— Я тоже пишу, — сказал я.
— Да. О сексе, не так ли?
— Нет, я пишу не о сексе. Я пишу о любви.
— Так говорят все мужчины. Но на самом деле они пишут только о мужчинах. О мужчинах и о сексе»

Я не удивлён, что эта книжка получила низкие оценки на ЛайвЛибе и одновременно удостоена книжной премии Августа Стринберга (шведского писателя и публициста, основоположника современной шведской литературы и театра). Вульфф сумела весьма остроумно соединить мужское и женское, интеллектуальное и сексуальное, пробуя описать и заострить гендерные вопросы и проблемы в контексте литературы и творчества. Здесь есть место и Стивену Кингу, «которого нельзя назвать писателем» (зато у него можно найти меткие цитатки), и Марселю Прусту, семь томов которого могут быть куплены, чтобы так и не быть прочитанными...

А ещё тут встретится ослепшая женщина невероятной красоты и чуткости к потустороннему, которая даст совет писателю выбраться из своего «я», чтобы написать настоящий визионерский роман. А что получилось — узнаете сами. Или нет.