Больше рецензий

profi30

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

31 октября 2014 г. 19:52

171

2

После неожиданного и от того вдвойне приятного удовольствия, что я получил после чтения романа «Пора уводить коней», не хотелось браться за новое произведение Пера Петтерсона, чтобы на максимально долгий срок сохранить положительные эмоции, после столь удачного первого знакомства с его творчеством. Шансы, что следующий его роман будет, по крайней мере, не хуже предыдущего, были не так уж и высоки, как бы мне этого хотелось.

К сожалению, оправдались самые пессимистические прогнозы, новый роман меня разочаровал. В нем есть фирменный стиль автора, все то, что привлекало ранее, но отсутствует что-то очень важное для хорошего романа, стержень, ради которого можно простить бессобытийность, дряблость сюжета и многое прочее. Это роман откровенно скучный и нудный, а главный герой не вызывает ничего кроме непреодолимой зевоты.

Мысль, что хотел автор донести этим произведением, в целом понятна. Главный герой скучный и нудный, к тому же инфантильный и эмоционально неустойчивый, поставлен в непростую жизненную ситуацию, когда необходимо пережить сразу несколько потерь. Смертельная болезнь матери, развод с любимой женой и крах жизненных идеалов.

Взаимоотношения между сыном и матерью складываются непросто, болезнь лишь обостряет их антагонизм. Близящийся развод с женой существует только лишь как факт в сознании протагониста, и предназначен скорей всего для усиления драматического эффекта. Крах идеалов и вовсе выглядит глупо, потому что идеалы коммунистические. Норвегия и коммунизм для меня оксюморон. В заглавие романа вынесена строчка из стихотворения Мао Цзэдуна «Я проклинаю реку времени …» явно намекая, что тема коммунизма здесь непроходная. Вроде как она должна нести как-то, вплестись в сюжет, неся смысловую нагрузку, но кроме как вскользь упоминавшегося падения берлинской стены ни чем себя не проявила.

Повествование нелинейное, параллельно идут две сюжетные линии настоящее и воспоминания. Персонажи Петтерсона всегда имеют сложные отношения с прошлым (с детством, юностью), потому что в нем всегда заложен конфликт, проявляющийся в настоящем (во взрослом состоянии). По идее воспоминания должны только прояснять происходящие события, но они их только запутывают.

Автор так высоко задрал планку романом «Пора уводить коней», чтод аже сам не всегда может ей соответствовать.