Больше рецензий

11 мая 2024 г. 14:28

19

4 Книга-головоломка для подготовленного читателя

Интеллектуальная проза, магический реализм, постмодерн, интерактивная книга, эксперимент, символизм, философия.

Когда читать: для подготовленного читателя, который любит игру писателя с формой и структурой. Лучше читать за один подход. Эротика.

Время чтения: 2 часа 20 минут.

Сюжет. Рассказчик покупает подержанный ящик для письменных принадлежностей. Его содержимое рассказывает ему о бывших владельцах.

Герои. Он и она, рассказчик.

Язык. Лёгкий тон. Много внимания уделено ароматам. Сложная структура, символы, метафоры нужно держать в голове, чтобы увидеть более сложные формы. Некоторые обороты встряхивают, другие завораживает. Грубое и изящное рядом. Нелинейное повествование.

Эта книга из тех, которые нужно читать на свежую голову. Завязка напоминает писательское упражнение для снятия творческого блока: возьми обычный предмет и построй вокруг него историю. В данном случае это ящик для письменных принадлежностей, наполненный разными вещицами. Признаться, без иллюстраций мне было бы довольно трудно вообразить эту конструкцию. Сам роман и есть ящик. Сначала видишь внешнюю оболочку (взбалмошная девица дурачит мужа и любовника), потом первый слой (что за загадочный студент? грядет интрижка?), потайной ящик (Солоники, война, смена фокала), боковой ящик (история Катены), выпрыгивающий ящик (дополнительная глава). И чем дальше продвигаешься по тексту, тем меньше реализм в нем остаётся. Сложно, надо думать.

Дополнительная глава как альтернативная концовка - интригующий ход. Не верю, что есть читатель, который пройдёт мимо такого. Ты такой же автор истории, как и писатель, то есть соучастник  произошедшего. Не это ли наше будущее? Или наоборот знак, что нужно уметь замереть в моменте (на странице книги) и прочувствовать, а не спешить в догонку за промелькнувшей тайной? Не думать, а что будет после того, как ты увидел слово "конец"? Глава непрочитана, герой жив.

Ещё одно писательское правило - повышать ставки для героев. Но здесь не столько речь о героях, сколько о действиях, времени, пространстве - все от обратного. Бросить мужа и любовника, изучать ненужную математику, забывать язык, вызывать на дуэль, писать на воде. От реалистичного к фантастическому и философскому. И возможно поэтому от сюжета в голове осталось не так много, куда больше я думаю о форме. Это смело, изобретательно и с потайными ящичками, количество которых я не берусь подсчитать. Как в "Алисе" Кэролла.

В этом здании есть два приложения. Первое - действительно интересные мысли автора об учёных и литераторах, второе попытка осмыслить творчество Павича. Почитайте, не поленитесь, это тот случай, когда бонус не проигрывает по содержанию основной части.

И все-таки - это не моя литература, скорее, приятный объект для исследования. Мне бы не помешали комментарии с расшифровкой и указаниями, куда смотреть и возвращаться, чтобы замысел Павича был более понятен. Границ  и правил нет, есть только твои возможности. У Павича они фантастические, но для меня это слишком сложно.