Больше рецензий

Faery_Trickster

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 октября 2014 г. 12:58

3K

5

На миг мне показалось, что я больше никогда не смогу читать. Восьмой смертный грех. Чтение Манна похоже на тайный, почти неведомый восьмой смертный грех, дарящий такое глубокое интеллектуальное наслаждение, что невозможно поверить, что оно не карается законом или церковью.

На миг мне показалось, что я больше никогда не смогу наслаждаться произведениями других писателей. Что все они будут выглядеть либо слишком глупыми, либо слишком чуждыми моему собственному «я», оплетённому паутиной Томаса Манна, вкусившему божественный яд его слов.

На миг мне показалось, что я не смогу дальше жить. Почти физически я ощутил потребность убежать от суеты внешнего мира, закрыться в комнате и не выходить из неё пока каждая книга, каждая новелла, каждый его рассказ не будет прочитан, изучен наизусть, обласкан размышлениями и чувствами.

Лишь на миг. А после всё вернулось в норму. Кроме меня самого. Так бывает всегда, когда писатель и читатель находят друг друга. Я ощущал это, когда впервые встретился с Уайльдом, но никогда не думал, что это наваждение, сравнимое лишь с безумством, повторится вновь.

Существует два ярких типа писателей. Первые описывают всё, даже нечто прекрасное и возвышенное так, что вы ощущаете себя грязным, точно вместо книги автор вручил вам в руки ведро с мусором, заставляя в нём рыться, чтобы выискивать его мысли. Таких я не люблю и стараюсь избегать. И есть второй тип. Они могут описать даже уродливое и отталкивающее так, что вся мерзость и пошлость нашего мира просачивается сквозь ваши пальцы, не касаясь и не марая вас, оставляя в ваших руках лишь жемчужины мыслей писателя. И таких авторов я готов боготворить.

В пару к ним существует два типа читателей. Благо, оба типа, в отличие от предыдущих, весьма симпатичны. Первые – это люди сюжета. Они проникаются историей, в какие бы одежды та ни была облачена. Для них важно «о чём», а не «как». А есть те, для кого сюжет не особо значим, они приходят в восторг от фраз, от стиля писателя, зачитываясь в равной мере описаниями природы, размышлениями героев и даже повествованием от лица кресла. Им важно не «о чём», а «как» написана книга.

В каждом из нас оба читателя живут в разных пропорциях, но я почти на 90% человек второго типа, поэтому господин Манн, принадлежащий явно ко второму виду писателей, для меня – глоток воды в пустыне. Должно быть, поэтому мне всегда безумно тяжело говорить о сюжете. И в данном случае я собираюсь схитрить, потому что существует восхитительная рецензия читателя igori199200 , который разбил «Смерть в Венеции» на уровни восприятия и описал всё так прекрасно, как никогда не смог бы описать я. Его рецензия, вместе с тем, удивительно точно и ярко передаёт и моё собственное восприятие новеллы.

Впрочем, его рецензия – не единственная, которую я советовал бы прочесть перед ознакомлением со «Смертью в Венеции». Среди существующих ныне рецензий есть 9 отрицательных, и я настоятельно советую их просмотреть, чтобы убедиться, что у вас не возникает предубеждений и неприятных эмоций. Предупреждаю, что все посоветованные рецензии в большей или меньшей мере содержат спойлеры. Но Манна, на мой взгляд, стоит читать отнюдь не ради самой истории. Он может либо привести вас в безумный восторг, либо вызвать отторжение (особенно если вы – читатель первого типа). Выбор за вами.

Всю жизнь я следовал созданному мной же негласному правилу трёх книг: только того писателя я называл любимым, у которого прочёл с удовольствием не менее трёх произведений, и хотя бы одно из них задело за живое, заставило восхищаться и чувствовать связь с автором. «Смерть в Венеции» - единственное, что я прочёл у Манна на данный момент, но с готовностью рву свои собственные правила и принципы на мелкие клочки и говорю, что он - мой любимый писатель. Потому что все принципы блекнут перед ощущением, что ты продал душу дьяволу за встречу с этой книгой.

***

Произведение прочитано в рамках игры "Вокруг света", тур 2 (путешествие с Эркюлем Пуаро). Дорогая Carmelita , вы оказались правы, как же вы оказались правы!

Комментарии


да я ясновидящая XD

чудесная рецензия))


Спасибо. Хотя это и не то чтобы рецензия. Просто Манн меня не отпускал уже несколько дней и я понял, что пока не напишу, буду продолжать думать об этом.


главное - впечатление) а в каком виде они предстанут перед зрителями - это уже детали)


Очень проникновенно.
Если будете продолжать знакомство с писателем, советую прочесть "Доктора Фаустуса" - это итоговое произведение Манна, и судя по тому, как вы описываете свои предпочтения, вам, вероятно, понравится.


Думаю, что его и тут ждёт судьба Уайльда, то есть прочитаю всё, что есть. Жаль только, что немецкий не знаю. Спасибо большое за совет, если в библиотеке будет "Доктор Фаустус", начну с него обязательно.


Ещё "Тонио Крёгер" замечательный - это малая форма, новелла; Манн соглашался, что наиболее личная для него.


Малую прозу могу с телефона, если что, поэтому отдельное спасибо.)


С любимыми писателями у меня практически то же самое: я считаю автора любимым, если меня сильно впечатлили как минимум две его книги)

Что касается содержания книги (спойлеры для тех, кто читает комментарии!):

Тадзио, насколько я помню, было 14 лет. Существует такое понятие, как возраст сексуального согласия. В большинстве стран этот возраст варьируется как раз от 14 до 16. К примеру, в настоящее время в Германии, Китае, Венгрии, Эстонии, Болгарии, Словении, Сербии, Австрии, Италии, Чили возраст согласия - 14 лет.

Большая разница в возрасте - это само по себе не очень хорошо, но всё же... К тому же Ашенбах вообще этого мальчика не совращал.


Спасибо за информацию. Хотя у меня на этот счёт не было предубеждений, Манн в поведении Ашенбаха с моей точки зрения не показал ничего пошлого. Он любовался, восхищался, но даже не посмел заговорить, если помните. Решил написать насчёт отрицательных рецензий только из тех соображений, что у многих тема м/м вызывает сама по себе дикую антипатию, а мне не хочется, чтобы "Смерть в Венеции" получала новые отрицательные отзывы только потому, что люди не знали.


Я всё хочу эту книгу перечитать)


Если вдруг вам понадобится человек, который скажет, что пришло время это сделать, я к вашим услугам.)


Пора!) Пойду читать)


Если вдруг любите смотреть фильмы по прочитанным книгам, то есть одноименный фильм Висконти, очень красивый и атмосферный, 1971 года.


Да, спасибо, планировал его посмотреть.


Жаль только, что в фильме великого Висконти нет погружения Ашенбаха в античность и что исполнитель роли Тадзио - Бьорн Андресен - мало похож на "Мальчика, вынимающего занозу". Зато в нём есть музыка Густава Малера! Приятного просмотра!


А мне показалось, что похож.) Но, может, при просмотре фильма возникает иное впечатление, чем при просмотре кадров из него.


Да.
В фильме Бьорн Андресен выглядит по-разному. По большей части лет на 16. Но иногда вдруг мелькнёт 14-летним. Щас вспомнил монтаж, который показался мне странным. Сцена в лифте (ближе к 14-ти годам) и Выход из лифта (явно старше).
Но всё это - "ловля блох", что называется. Надо подчиниться режиссёру и музыке и плыть.


Обалденно красивая, поэтичная и интересная рецензия)


Спасибо :)
И эка у нас с вами мысли сошлись - я как раз по вашей странице бродил :D


забавно))


Faery_Trickster!
Этот мой пост - реплика к высказанному Вами в комментарии к рецензии sandy_martin сожалению о том, что "Смерть в Венеции" не читал Оскар Уайльд. Мол, ему она бы понравилась. А я вспомнил нашего Ивана Бунина. Он, кажется, назвал свою новеллу "Смерть г-на из Сан-Франциска", увидев в витрине магазина обложку с названием новеллы Томаса Манна. Вот ему она не понравилась бы. А? Как Вы думаете?


К сожалению, не могу ничего ответить на ваш вопрос, так как знаю Ивана Бунина хуже Оскара Уайльда. Но знаю рассказ, о котором вы говорите. Он назывался просто "Господин из Сан-Франциско".