Больше рецензий

Julia_cherry

Эксперт

Просто читаю книжки. Ю.Ч.

23 октября 2014 г. 18:45

504

4

Несмотря на очевидные недостатки текста и явную неоднозначность автора, эта книга произвела на меня весьма сильное впечатление. Да, эта женщина всю жизнь упивалась собой, своим благополучием и благосостоянием, она была суетна и озабочена собственным признанием и славой, но благодаря подробностям её рассказов становится очевидно, что не только связи и власть делали её такой известной и признанной. Я могла бы понять, если бы с ней дружили только влюбленные мужчины или зависимые персонажи. Но это ведь не так! С ней общались Карсавина и Айседора Дункан, к ней приезжала Анна Павлова - а уж этих-то звезд никак нельзя заподозрить в каких-то искательных намерениях (тем более, в эмиграции), с ней дружили известные гомосексуалисты... Она сама не устает удивляться тому, как привязаны к ней многие слуги, которые в революцию уж наверняка могли сделать другой, более легкий выбор, чем помогать ей, опальной... Да что уж там! Легко ли более двадцати лет подряд поддерживать связь с двумя мужчинами, один из которых был её, между прочим, на шесть лет младше!?
И несмотря на то, что мораль у пани Кшесинской была весьма нетвердая, поверить в то, что она двадцать лет подряд удерживает около себя мужчину только постелью, могут исключительно юные и неискушенные барышни. Понятно, что она была яркой, удивительно сильной личностью. Казалось бы, в юности её использовали, чтобы отвлечь Ники от нежелательной привязанности к неудачной избраннице, и Маля в этом весьма преуспела. Но как же объяснить то, что после того, как эта её роль была окончена, такое множество людей продолжало бывать у неё, восхищаться ею самой и её танцем? И как объяснить её признание в Париже и Лондоне? Театральными или императорскими интригами?
А уж людям, которые хоть немного видели балет, очевидно, что танцевать "Эсмеральду" только связями невозможно... :)
Отдельное спасибо Матильде Феликсовне за её (и мой) Питер. За то, как она точно, с адресами, указывает места своего пребывания, за то, как подробно она описывает устройство дворцов и домов. Для тех, кто любит Петербург, здесь найдется немало интересных сведений. И революция в её изложении становится абсолютно понятна. Ну как, скажите мне, могла не произойти революция, когда в воюющей стране, сотрясаемой террористическими актами и народными возмущениями, наша Маля в феврале 1917 года дает обед на золотой посуде для двадцати четырех персон, и волнуется только, не пришел бы кто-то двадцать пятый - прибора же не хватит????
Но горя она все же хлебнула. И горя, и унижения. Когда с сыном скиталась по югу России в 1918-1920 годах в вагоне третьего класса с клопами и тараканами, не имея никакого права находиться рядом со своим Великим Князем Андреем... Поскольку кто она? - Всего лишь мать его сына... И, кстати, она ни разу не жалуется. Она просто терпит. А потом, в эмиграции, уже став "законной супругой", получает вместе с титулом и обесцененным именем право пахать, давая уроки, чтобы его, любимого, содержать. И, кстати, тут же - приглашение выступать. От Дягилева. И еще - из Лондона. Почему-то мне кажется, что эти приглашения ей были сделаны не потому, что она когда-то была любовницей наследника российского престола...
И да, еще меня впечатлило то, как она без ужимок и оговорок признает талант у других. У Вацлава Нижинского, Анны Павловой, Сержа Лифаря. Она умалчивает только одно, явно неприятное ей имя. Но те, кто знает историю русского балета тех времен, легко заметят это настойчивое молчание. Она молодчага, эта Матильда Кшесинская. Хоть и не спускала негативного к себе отношения, и не забывала о своих интересах. Билась за себя, и за близких своих. Честно говоря, раньше, основываясь только на слухах и пересказах, я относилась к ней хуже. Кстати, сейчас стало понятнее, почему именно. Ведь в стране и в истории на первые роли вышла та самая, так ни разу и не упомянутая в воспоминаниях Кшесинской дама. А женщины умеют быть беспощадными...
В общем, любопытный срез эпохи представлен в этой книге. Всего понемногу - интриги, войны, любовники, города, балет, драгоценности, костюмы - все только для того, чтобы ярче выделить главную героиню воспоминаний - прекрасную Матильду Кшесинскую. А что, разве свои собственные воспоминания надо писать как-то иначе?

Книга прочитана в рамках игры "Вокруг света с Эркюлем Пуаро", пункт № 9 - Монако.

Комментарии


Сила обаяние и талант!
Спасибо за знакомство с такой выдающейся личностью!


Знаешь, Агни, я очень рада, что выбрала эту книгу. Да и вообще без нашей игры она мне вряд ли попалась. А дамочка оказалась крайне интересная. Непростая, яркая, живая и умудрявшаяся посреди войн и революций блистать, флиртовать и развлекаться. И еще, теперь я точно знаю, кому принадлежит дворец, который я буквально полмесяца назад нашей Саше показывала... :)


Эх, соблазнительно пишешь - я в Монако через пару дней еду - выбор сделан:)
Саша была в восторге)) Хорошо, что живете относительно близко))


И мне показывала буквально пару дней назад)))


Было дело... :) И всем теперь буду показывать.


ну, надеюсь, тебя она тоже не разочарует... Я там еще на княгиню Барятинскую засматривалась, но решила для начала почитать Малю - уж очень я её дворец, который на Петроградке, люблю... Да и слышала много гадостей. Все-таки, такая аморальная барышня...


Просветите, пожалуйста, нерадивых знатоков истории русского балета тех времен, о ком же так упорно молчит Кшесинская?


Ну, тут-то как раз просто всё, и прозрачно. Имя Агриппины Яковлевны Вагановой она ни разу в своей книге не упоминает. А это имя никак не проходное для того времени.


Вы пишите:

Она умалчивает только одно, явно неприятное ей имя. Но те, кто знает историю русского балета тех времен, легко заметят это настойчивое молчание. Она молодчага, эта Матильда Кшесинская. Хоть и не спускала негативного к себе отношения, и не забывала о своих интересах. Билась за себя, и за близких своих. Честно говоря, раньше, основываясь только на слухах и пересказах, я относилась к ней хуже. Кстати, сейчас стало понятнее, почему именно. Ведь в стране и в истории на первые роли вышла та самая, так ни разу и не упомянутая в воспоминаниях Кшесинской дама.

Ну, тут-то как раз просто всё, и прозрачно. Имя Агриппины Яковлевны Вагановой она ни разу в своей книге не упоминает. А это имя никак не проходное для того времени.

Справедливости ради стоит заметить, что Кшесинскую "зецепило" сравнение с ней вовсе не А.Я. Вагановой, а О.И. Преображенской.
Читаем у Кшесинской:

Что же касается меня, то с первых же строк моя фамилия ставится постоянно рядом с фамилией другой артистки,
которая хотя и раньше меня вышла из училища, но достигла известности много позже меня.
Я очень уважаю эту артистку, которая своим упорным трудом достигла известности.
Но ставить постоянно обе фамилии рядом, проводя сравнение, не дает верного понятия о каждой,
так как у каждой артистки есть свои, исключительно ей свойственные качества, не поддающиеся сравнению.

А Ваганова выпустилась из училища в 1897 году, то есть на 7 лет позже Кшесинской.
Ну, а в подтверждение своей версии, приведу выдержку из упомянутой книги С. Лифаря:

Истинными представительницами и в известной степени символами русского балета 90-х годов были две большие балерины -
М.Ф. Кшесинская и О.И. Преображенская, делавшие параллельные карьеры (О.И Преображенская, окончившая театральное училище в 1989 году, была на год старше М.Ф. Кшесинской).
За границей - в Западной Европе и в Америке - О.И.Преображенская пользовалась более шумным успехом, чем Кшесинская. У русской публики и особенно у дирекции Императорских театров (на что были особые, слишком всем известные причины) слава Преображенской была более скромной
и она медленее восходила на балетном небосводе...

Так что, даже если Вы считаете себя знатоком русского балета "тех времён", полагаю, имеет смысл более трепетно относиться к историческим фактам.


Во-первых, я нигде не называла себя знатоком русского балета. Во-вторых, наслаждайтесь своими знаниями. Можете даже статью об этом опубликовать, если очень хочется. :)


Пардон, маленькое уточнение (чтобы уж совсем не грешить против истины). Однажды Кшесинская всё-таки упоминает Ваганову в своих мемуарах:

Вторым номером шло 3-е действие балета «Пахита», в котором у меня было великолепное па-де-де в постановке Н. Легата и в его постановке вариация на музыку А. Кадлеца. В гран-па участвовали Седова, Карсавина, Билль, Егорова, Ваганова и другие солистки.

Да вы, батенька, зануда, как я посмотрю... :)))
Вольно вам!


Ох... Не увидела сразу. Это вы специально зарегистрировались, чтобы научить меня истории русского балета и восстановить поруганную мной честь Матильды Феликсовны?
Тогда вам еще одно спасибо.
И к слову. Мы здесь не истину в последней инстанции высказываем, а просто рассказываем о своих впечатлениях. И можем ошибаться в предположениях и интерпретациях, кстати. :)
Впрочем, спасибо вам. Я действительно забыло о Преображенской. Хотя своего мнения и не переменю. :)


Спасибо.