Больше рецензий

krokodilych

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

23 октября 2014 г. 16:34

362

3

Поклонникам Максима Осипова лучше не читать - рецензия НЕ хвалебная. Местами даже ругательная. Да еще и со спойлерами.

Но начать хочется с плюсов.
Насколько я могу судить, Максим Осипов - очень хороший врач и очень хороший и здравомыслящий человек. Работать врачом в наше время, да еще и в провинции. - это даже не подвиг, это настоящее подвижничество. Для этого нужно быть подлинным энтузиастом и очень любить людей.
"101-й километр" я прочел с огромным удовольствием - за книжными строчками, как бы избито ни звучала эта фраза, пульсирует живая жизнь. Все, что написано, - написано со знанием дела и с душой, в это дело вложенной.

А вот дальше стало хуже. И намного.
Осипов-писатель, на мой взгляд, существенно уступает Осипову-врачу и Осипову-личности. Его художественная проза, в отличие от записок врача, оставила впечатление тягостного недоумения.
О повести "Встреча" сказать нечего - ее воспринял как-то нейтрально и помню плохо. Зато отчетливо помню то состояние ошеломления, в которое меня ввергла повесть "Камень, ножницы, бумага" - она, согласно аннотации, "рассказывает об иноприродной человеку сущности русского начальства, о предельной мощи ислама и о хрупкой красоте христианской культуры."
Если отбросить высокие слова, то в сухом остатке мы имеем следующее:
- Ксению Николаевну Кныш - женщину немолодую, энергичную, деятельную, властную, крутого нрава и благодаря этим качествам, что называется, преуспевающую;
- ее фрагментарного любовника Пашу, чей образ выписан весьма невнятно;
- таджичку Роксану (то бишь Рухшону), закончившую филологический факультет МГУ, работающую в пельменной и зарезавшую Пашу при самообороне.
Пока что это даже не любовный треугольник, а, прошу прощения, банальная бытовуха. Но тут сюжет закладывает настолько крутой вираж, что поневоле вспоминается реплика ковбоя из "Приключений принца Флоризеля" - "Ну, такие повороты не для моей лошади!.."
Ксения Николаевна, доселе с Роксаной-Рухшоной толком не общавшаяся (по крайней мере, это никак не отражено в повествовании), после убийства Паши вдруг проникается к Роксане-Рухшоне даже не теплыми чувствами, а какой-то всепоглощающей страстью. Она жаждет сразу всего - удочерить Роксану, защитить ее от всех невзгод, принять ислам, консенсуса, конституции и севрюжины с хреном. С какого перепугу - непонятно вообще.
Скажите, вот это все и есть та самая предельная мощь ислама, перед которой не может устоять хрупкая красота христианской культуры?..
Прошу прощения за резкость формулировок и сленг, но у меня сложилось ощущение, что все описанное - это какая-то глобальная креза. Человек я весьма приземленный, и для подобных вывертов сознания мне сложно найти иную причину и иное объяснение, нежели банальное помешательство...

Три балла поставил по среднему арифметическому: "101-й километр" заслуживает твердой пятерки, а вот "Камень, ножницы, бумага" - увы... :(((