Больше рецензий

30 апреля 2024 г. 21:22

195

2 Детектив, после которого чувствуешь себя обманутым. Много раз.

Всё начинается с рецензии от издательства. Завязка, к ней претензий не имею.

Эксцентричный художник, проживавший вместе с шестью дочерьми, падчерицами и племянницами, был найден мертвым в комнате, запертой изнутри.

Идём дальше.

Предсказатель судьбы, астролог и великий детектив Киёси Митараи и его друг-иллюстратор должны за одну неделю разгадать тайну этого невозможного преступления. [...]
Содзи первым объединил европейскую классику с японской экзотикой, рационализм с мистицизмом. Его великий сыщик — не просто человек острого ума и блестящих аналитических способностей, как Шерлок Холмс, Эркюль Пуаро и Ниро Вульф, но и астролог и предсказатель судьбы.

Предсказатель? Астролог? Мистицизм? "Это будет интересно", - подумаете вы. "Могло бы, если бы хоть как-то влияло на сюжет", - отвечу вам я. Кажется, за всю книгу великий детектив один раз продемонстрировал свои навыки астролога - угадал месяц рождения одного из проходных персонажей. На этом всё. С тем же успехом Митараи мог быть энтомологом или полировщиком зубочисток. Эдакая обманка в образе главного героя для завлечения читателя.

Во всём остальном ГГ - китайская подделка...ой, простите, оммаж Шерлоку Холмсу, а его друг, от имени которого ведется повествование, конечно же, Ватсон. Друг - иллюстратор, что тоже не имеет никакого значения, обладает тонкой душевной организацией, поэтому у него регулярно перехватывает дыхание, останавливается сердце и возникают планы упасть в обморок абсолютно на ровном месте.

Отсылка к классической парочке очевидна сразу, но автор в нас не верит, поэтому во второй половине книги ткнёт нас в это лицом, описав, как детектив пропадает на некоторое время, а потом обнаруживается спящим под лавочкой в парке, грязный, оборванный, голодный и, судя по поведению, под веществами. Жаль, на скрипке не играл, чтобы совсем тонко было. Важен ли был этот момент для сюжета - догадайтесь сами ( подсказка - нам даже не объяснили, где и почему он пропадал и как оказался в описанной ситуации ).

«Бог Загадки» — так называют Симаду Содзи в Японии. Это он создал хонкаку-детектив — новый жанр, столь популярный в Стране Восходящего Солнца.

Из Википедии:

Автором термина[хонкаку] является Сабуро Кога, ровесник и коллега Эдогавы Рампо, которого традиционно считают родоначальником японской детективной литературы[...]
Около 1925 года Сабуро предложил называть «хонкаку» те детективные истории, где автор сосредоточен прежде всего на логической загадке[...]
Детективы-хонкаку пользовались в Японии огромной популярностью до 1950-х[...]
Эдогава признается не только создателем японского детектива вообще, но и основателем жанра хонкаку[...]

"Токийский зодиак" является дебютной книгой Содзи Симада, опубликован в 1981.
А теперь, мои маленькие детективы, найдете ли вы нестыковочку в годах? Поймете ли, что Сабура Кога, Эдогава Рампо и наш автор Содзи Симада - это три разных человека?

В статье Вики есть и такое :

В том же году[1981] произвел фурор дебютный роман Содзи Симады «Токийский Зодиак», освеживший хонкаку и фактически обозначивший рождение его новой версии, син-хонкаку.

Ну ничего себя округлили, да? С "освежил и обозначил новый поджанр" до "изобрел новый жанр".
Короче, издательство "Эксмо", поздравляю вас, соврамши.

Идём дальше.

Детектив, в котором читателю предложена честная интеллектуальная игра: раскрыть дело раньше, чем это сделает главный герой.

Тут какая-то полуправда, причем больше "полу", чем "правда". Полтора факта, реально влияющие на раскрытие загадки, погребены под тоннами мусорной информации, и, я почти уверена, эти тонны свалены на нас сознательно, искусственно усложняя задачу "раскрыть дело раньше, чем это делает главный герой". Собственно, поэтому я и отказалась от этой идеи, хотя сначала даже делала заметки и рисовала схемки.

Слишком много действий, людей, событий, мест. Мне казалось, что в этом всём заложено столько возможных вариантов способов убийства и личности убийцы, что я не потяну ( а ещё было очень скучно ). Но автор меня переиграл и уничтожил, ибо оказалось, что почти всё это для раскрытия дела неважно. А вот о паре существенных мелочей, одна из которых привела к озарению главного героя, а вторая худо-бедно объясняла мотив убийцы, автор почему-то умолчал. Как минимум вторая, на мой взгляд, является "необходимым" фактом для того, чтобы раскрыть дело.

И если вы мне скажете "Очнись, не в меру придирчивая читательница, детективам тоже приходится ловить крупицы истины в океане фактов", я вам отвечу
1. Вы слишком пафосны :)
2. Искать нужные факты среди всех, касающихся преступления - согласна, детективы и правда это делают. Но меня-то, помимо этого, половину книги заставляют штудировать пустые диалоги героев, описание их поездок, блуждание по городам, музеям и паркам, изучать астрологию, химию, географию Японии, вплоть до залежей полезных ископаемых ( любили в школе контурные карты? эта книга для вас ).

Кстати, про географию в рецензии от издателей тоже имеется

Роман Содзи относится к категории «must read» для каждого уважающего себя японофила — он буквально пропитан интересной информацией об истории, культуре и географии Японии предвоенного периода.

Истории - нет, культуре - нет, географии - да, ДА, ДА! Автор заваливает нас таким количество топонимов, что кажется, половина книги состоит из них. Топонимы, естественно, японские, что весьма усложняет жизнь, об этом многие упоминают в своих рецензиях. Но давайте проведем эксперимент, заменим их на родные, российские, может полегчает?

"В записках Умерченко сказано, что самая северная точка России – мыс Флигели, лежащий на 49°11’ северной широты, а южная – востоку от горы Рагдана 24°43’ северной широты. Получается, что срединная точка – это 36°57’ северной широты. Если взглянуть на карту, то на пересечении двух осей – восток – запад в точке 138°48’ восточной долготы и север – юг в точке 36°57’ северной широты – мы обнаружим горнолыжный курорт Домбай. Это в Карачаево-Черкесии.

Пойдем дальше. Умерченко утверждал, что в действительности самой южной точкой Российской федерации является вершина Базардюзю . Я решил определить срединную точку между нею и Флигели. Базардюзю лежит на 24°3’ северной широты, Флигели – на 49°11’ северной широты. Центральная точка на линии, соединяющей эти острова, расположена на 36°37’ северной широты. Эта линия пересекает меридиан с координатой 138°48’ восточной долготы в Омской области, в районе горячих источников Бельдяжки. Дистанция между Домбаем и Бельдяжками составляет ровно 20’. Эта цифра может иметь значение.

Гора Алдисаг, которую Умерченко окрестил пупом России, расположена на 37°42’ северной широты. От Домбая ее отделяют 45’. Ничего общего с цифрами четыре, шесть и три. От Алдисаг до Бельдяжек 65’, или один градус и пять минут. Тоже ничего похожего.

Тогда я прилег и подумал еще немного."

( ещё бы, я б тоже прилегла )

Если что, это цельный кусок из книги, заменены только имена собственные. Кто-нибудь прочитал его внимательно, с интересом, ничего не пропуская? Моё вам уважение.

Закругляюсь.

Невыразительные герои, затянутое повествование, само расследование практически отсутствует - нам просто сначала вываливают кучу фактов, а потом говорят отгадку. Но самое непростительное для детектива - отсутствие убедительного мотива и возможности совершить преступление. Мотив в "Токийском зодиаке" обозначен, конечно, но настолько банальный и бытовой, что этого мало, чтобы я поверила, что такой человек, каким нам преподнесли убийцу, решился и смог ( и физически, и психологически ) убить 7 близких ему людей, сломав жизнь ещё парочке, провернуть нехилую манипуляцию с полицейским, и при этом не свихнулся и не облажался.

Я всё, приятного чтения :)

Прочитано в рамках Книгомарафона