Больше рецензий

15 апреля 2024 г. 02:28

66

4 Все началось с фильма

За книгу взялась из-за любви к стихам Мопассана и из-за отвращения, которое вызвала экранизация «Милый друг» 2012 года, где роль Дюруа исполнил Паттинсон.

В экранизации не ловкость, сметливость и харизма определяют его успехи, а сверхъестественное везение и влияние женщин, оказавшихся с ним рядом. Он примитивен, глуп (это дебильное выражение лица на протяжении всего фильма!) и простоват, деревенщина, трус, обычный проходимец со смазливой мордашкой и большими аппетитами. И тем не менее далеко не глупые женщины сходят с ума только лишь от его «исключительной мужской красоты» (и ни намека на обаяние и шарм, о которых так много пишет Мопассан). Крен в сторону какой то патологичной модификации феминизма с фатальным ущербом для визуализации смыслов и образов художественного произведения, на котором основан сценарий. Чудовищно.

А книга чудесна, и Мопассан - чуткий и проницательный художник, его тексты легко чувствовать. Герой лишь играет по правилам той среды, в которой вожделел себя реализовать. Не случайно в момент своего высшего триумфа (в церкви) он воспринимает себя актером, а публику - зрителями. Он блистательно исполнил сценарий и сыграл отведенные ему роли.
История восхождения Жоржа Дюруа в свое время потрясла современников цинизмом и грязью (например, Толстого). Все равно типаж предприимчивого прохвоста и дельца Мопассан облагородил и эстетизировал. Этот типаж - примета времени, предвестник того, что в круги аристократии, «избранных», проникнут подобные выскочки и выяснят родовитый привилегированный класс. Все закономерно, особенно на фоне того, что разложение буржуазной морали и упадок аристократии подготовил почву и инструменты для Жоржев Дюруа.