Больше рецензий

Count_in_Law

Эксперт

А мы тут плюшками балуемся...

5 апреля 2024 г. 05:20

238

Ей было интересно ощутить силу этих богов, понять, какие они там, внутри, под маской обычных людей. Казалось, стоит потянуться - и она почувствует.

Эта книга завораживала и бесила меня с переменным успехом, примерно в равной степени, то изумляя, то неприятно впечатляя, так что я снова, как и всегда в таких случаях, решила оставить её без оценки и стыдливо отползти в кусты, оправдывая собственную нерешительность длинной рецензией со всеми плюсами и минусами.

Интересный плюс - закрученный сюжет и сплетение разных мифологий
В современном Лондоне, где обитают представители сразу нескольких древних пантеонов, Аид, назвавшийся по случаю Гадесом, поет по клубам в составе рок-группы "Стикс течет вспять" и меланхолично коротает дни в ожидании своей Персефоны.
Сеф усилиями Деметры регулярно перерождается в человеческом теле, после чего полжизни проводит с матерью, а потом неминуемо встречает на своем пути Аида, вспоминает прошлые воплощения и уходит в Подземный мир. В этот раз встреча случилась на грязной улице возле бара, сразу после концерта, но всё пошло не по плану - Софи отчего-то не узнала мужа, так что теперь ему приходится окучивать её с чисто человеческой точки зрения.
В божественных пантеонах тем временем неспокойно. Скрывающиеся в тенях неизвестные убивают мелкого скандинава, потом замахиваются на главу египтян, а позже и вовсе начинают наскакивать чуть ли не на всех подряд без разбора, попутно наводя шороху в землях мертвых. Хитрый план у злодеев явно есть, еще бы понять, в чем он состоит.
Гадес пытается разобраться, не слишком отвлекаясь от флирта с нареченной и в тесном взаимодействии с верными приятелями - египетскими Амоном Ра, Сетом и Нефтидой. Зевс тоже появится. А еще Анубис, Осирис, Нуаду, Хель и Фенрир. Недобрым словом помянут пару раз Одина и Локи. Из теней будут выглядывать тут и там собаки тех и этих, а также прочие мифологические подчиненные. И всё это в сплетении всеобщих сложных взаимоотношений, которые всё равно что у людей, только с поправкой на высшие силы и очень давние дрязги.

Бонусный минус - медитативное повествование со склонностью к самоповторам
Сюжет здесь развивается довольно медленно, постоянно отвлекаясь на перекусы, перекуры и ленивые чаепития.
Герои много и со вкусом готовят, вечно сидят дружным кружком за рюмкой или чашкой и с еще большим воодушевлением ведут бесконечные беседы - иногда проникновенные, но порой и банально пафосные, с явной тягой к неестественной афористичности.
Чаще всего я вливалась в повествование настолько, что переставала раздражаться на такие заходы. Но стоило отвлечься от книги больше чем на день, как я выскальзывала из потока и потом с трудом втягивалась обратно.

Интересный плюс - атмосфера и настроение
В те дни, когда втягиваться в чтение не приходилось, текст оказывал на меня почти гипнотическое воздействие.
Опасные и интригующие, но неспешные блуждания по пропитанному чужеземными мифами Лондону, все эти ночные огни и автомобили, которые за покрытым каплями дождя стеклом превращаются в размытые силуэты и световые пятна, погружали в расслабленное и какое-то созерцательное состояние.
Мне в нём было хорошо и уютно. Возможно, книга попала в подходящее настроение.

Бонусный минус - по большей части бестолковые вставки в начале каждой главы
Выделенные курсивом фрагменты на 1-2 страницы представляют собой зарисовки из прежних жизней Персефоны. Они не складываются в единую линию, не рассказывают общую историю, просто кусочек здесь, сценка там.
Поначалу узнавать об устоявшейся динамике их с Аидом отношений было интересно, но со временем прискучило, поскольку ничего нового к происходящему это не добавляло и почти всегда создавалось как будто исключительно ради красоты момента.
Поднадоели и часто используемые автором образы - сочетание звуков и запахов в приложении к конкретным героям. Раз за разом у Аида бархат, смерть, боль и хруст костей. Снова и снова у Персефоны звуки весны и гниющие цветы. За Сетом стоит шорох песка и ярость бури, за Анубисом - пыль и гниль мира мертвых.
Это красиво, но порой очень уж навязчиво.

Интересный плюс - размышления о богах и смерти
Богов придумали несовершенные существа - люди, и это всегда отражалось в содержании мифов и слабостях высших существ.
Автор отлично показала эту взаимосвязь. Её боги дружат, любят и ненавидят, совершенно как люди, а за счет развития сюжета вынуждены также столкнуться с главной человеческой экзистенциальной проблемой - кто-то начал их убивать, и все резко почувствовали свою конечность.
В тексте немало интересных заходов на тему смертности и послесмертия. Например, все аналоги Подземного мира существуют параллельно, а конкретный человек попадает в какой-то из них не сообразно своей вере, а скорее по духу - в то место, которое больше других подходит его убеждениям и настроениям.
При этом книга не грузит нудным философствованием или спорными моральными выкладками. Её персонажи и сами ищут ответы - и в первой части трилогии находят далеко не все.

Бонусный минус - качество текста
Речевых ошибок здесь меньше, чем в других ныне популярных выходцах из самиздатовской среды вроде, не к ночи будет помянуто, "Ковена озера Шамплейн", который я забросила исключительно по причине текстовой непролазности. Но их тоже достаточно.
Есть оговорки, путающие устоявшееся выражение с созвучным - например, "рациональное звено" вместо "рационального зерна".
Попадаются странноватые сочетания - "бар топорщился бутылками и зеркалами" (зеркала как могут топорщиться, они там поперек зала стоят?).
Местами в глаза бросаются не вычищенные лишние слова - "не слишком придавая ей особенного значения".
То и дело проскальзывает нечто, напоминающее кальку с англоязычного строения отрицаний - "ему не было просто это вспоминать" (почему не "ему было непросто это вспоминать"?).
А еще много спорных метафор типа "ровная обсидиановая поверхность эмоций".
Что ж, это редакторы Эксмо. Для меня они себя давно зарекомендовали.
Как и всегда, предлагаю не обращать внимания на мои придирки, если в приведенных цитатах вас ничего не резануло.

Тем не менее, несмотря на всю критику, я собираюсь продолжить чтение трилогии, потому что меланхоличное настроение пока сохраняется, мерцание неоновых огней еще не прискучило, а персонажи заставили-таки к ним проникнуться и захотеть узнать, что будет с ним дальше, после вот-это-поворота с выходом на сцену максимально сильного противника.

И продолжать в глубине души тосковать о чем-то невыразимом, чему даже не могла подобрать определения. Ощущение на грани узнавания.

Приятного вам шелеста страниц!