Больше рецензий

2 апреля 2024 г. 18:12

291

5

Триллеры, как по мне, очень трудный жанр: есть стереотип, что это "низкая литература", нетребовательная, вот то самое, что высокомерно называют "беллетристикой", но он требует филигранной работы и недюжинного мастерства.

Написать хороший триллер чуть ли не сложнее, чем "серьезный роман": нужно поддерживать напряжение в течение нескольких сотен страниц, очень постепенно его повышая, нельзя пугать в лоб, но чем-то пугать, все же, надо, иначе что это за триллер такой, если пережестишь - получится незатейливая кровавая баня, а еще в жанре сумасшедшая конкуренция, и, чтобы хоть как-то выделиться, надо писать уникальные, нестандартные тексты.

Маррс в этом смысле неровный автор. Его "Тьма между нами" - прекрасный пример того, что будет, если перегнуть палку и скатиться с моральную мясорубку с элементами трэша. И вот насколько, на мой вкус, "Тьма" плоха, настолько "Добрая самаритянка" прекрасна, гармонична и сильна.

Представьте себе филиал некоммерческой организации "Больше некуда" - телефона доверия для тех, кто в отчаянии. Звонят туда те, кто запутался и не видит для себя выхода. Сотрудники проходят специальное обучение, чтобы не ранить нечаянно и не стриггерить звонивших, а еще чтобы как-то самим пережить такое количество боли, не тронувшись умом.

Вот только одной из сотрудниц, Лоре, чужие боль и отчаяние нравятся. Она любит слышать последний вздох самоубийц. Ей в радость подталкивать обреченных к краю, медленно, аккуратно и предельно цинично. Приходится действовать очень осмотрительно: тщательно выбирать жертв, устанавливать с ними контакт, обрабатывать неделями, продумывать скрупулезно каждый шаг, иначе, в лучшем случае, кандидат напугается и сбежит, а в худшем - ее раскроют. Но если все получится, она полностью срежиссирует человеку самоубийство "под ключ" и будет с ним по телефону до самого конца.

Лора психопатична. Ей абсолютно чужды сострадание и жалость. Она отлично играет роль приличной, добродушной женщины, прекрасной сотрудницы организации, собирает пожертвования и приносит коллегам кексики - делает все необходимое, чтобы в обществе ее считали "своей" и давали и дальше доступ к уязвимым измученным людям.

Маррс погрузит нас по самою маковку в ее исковерканный, склизкий внутренний мир, в самую гнилостную сердцевину ее мыслей и чаяний. Ему отлично удается раскрыть героиню, да еще и от первого лица, что, на мой взгляд, добавляет сложности: один неудачный шаг - и весь образ посыплется.

Но для действительно классного сюжета маловато даже очень реалистично прописанной психопатки в помогающей профессии. Нужен конфликт, и тут он есть, да такой, что оторваться невозможно. Однажды, одна из жертв срывается с крючка, да не просто срывается, а чуть не выдергивает удочку у Лоры из рук. Все для нее ценное становится под угрозой: репутация, семья, "дело ее жизни".

Видеть, как человек без сердца и совести, без хоть единой здоровой эмоции, защищает себя методично и последовательно, не гнушаясь самыми грязными методами, жутко. Здесь не будет ничего святого, война на уничтожение. Завораживающее моральное уродство, чуждое, рептилоидное, от которого морозец по шкуре продирает.

Я второй раз читаю "Самаритянку", и даже при том, что я знала на втором прочтении всю интригу, впечатление не ослабло. Вещь чертовски классная, в хорошем смысле мерзкая и сильная. Она заняла на моей личной полочке отменных книг, от которых на душе гнусно, почетное место рядом с "Цветами на чердаке" Эндрюс, "Пока ты спал" Марини и "Коллекционером" Фаулза.

Пишу о книгах и кино на канале "Пиксели и перо"