Больше рецензий

1 октября 2014 г. 21:18

4K

Историк, который пишет о завоевателе "это был злой и жестокий человек". Ха-ха. Впервые написав что-то о подобном типе, пусть это был даже Чингисхан (вся фандоринщина старательно обходит вниманием подобных людей, хотя казалось бы - почему, где же Фандорин Великий Психолог?), Акунин признает его заслуги и присваивает их личности. Подобные детские оценки на уровне "этот хороший, а этот плохой" присутствуют у автора повсеместно.

Личность самого Акунина, который привык, что его Фандорин все вопросы вселенского масштаба решает в одиночку, наложила отпечаток и на его исторические былины. Стараясь казаться объективным, автор обхаял всех русских историков (которых он, что вероятнее всего, считает своими предшественниками) и в основном приуменьшил значимость всего русского народа. Ратные подвиги признаны незначительными, народные герои - надуманными. Самое интересное то, что в основном все это действительно похоже на правду, но и эта правда в свою очередь тоже субъективна. Будь Акунин русским - восхваление персонажей продолжалось бы. Но, с другой стороны, о чем ему еще писать.

Особенная ненависть к москвичам в авторском исполнении выглядит наиболее нелепо.

тот решил проблему испытанным манером, по-московски: вместо того чтобы воевать, поехал в ханскую ставку с доносом.
В общем, ум и хитрость взяли верх над силой и смелостью. Поясной кошель оказался действенней меча. Когда обстоятельства поменяются и сила станет важнее хитрости, московские князья выучатся отлично воевать, но это произойдет уже на следующем историческом этапе.

Причем, буквально за сто страниц до этого, Акунин вовсю восхваляет "дипломатию" Александра Невского, утверждая, что его ратные подвиги были ничем на фоне тотальных русских поражений. Если следовать подобной логике, то страшусь даже представить - каким образом Александр Невский добивался расположения монгольских ханов. Получается, что не платил, а расплачивался натурой. Слишком смелая мысль даже для великого Фандорина.

С ролью личности в истории происходит вообще что-то непонятное - то она автором отрицается и сводится к тому, что вся история Государства Российского зависела от двух-трех слов, брошенных подвыпившим князьком, то вдруг Акунин внезапно прозрел и стал предполагать, что исторические процессы назревают в массах и личность по существу ничего не решает. Мало того, что автор в принципе не блещет логикою рассуждений (хотя усиленно пытается), он еще и постоянно мнется, топчется с собственным мнением. Эта его нерешительность вкупе с откровенной вкусовщиной производят неблагоприятное впечатление, хотя написано очень красиво, читается чрезвычайно легко (еще бы, ибо это в основном лирический материал), но жанр все тот же - это те самые черные книжки в мягких обложках про сыщика со сверхъестественными способностями. Этому сыщику невероятно далеко до аналитики мисс Марпл, а его автору - до любого среднестатистического историка. Наиболее грустным является то, что Акунин убил на весь этот цикл очень много лет и действительно считает его верхом собственной гениальности.

Комментарии


Не знаю. Вообще не воспринимаю всерьез эти исторические потуги при всем моем уважении к автору. Он сам то их всерьез влспринимает? Мне кажется, если бы воспринимал - издавал бы под настоящей фамилией.
Он оказывается, переводит Толстого для англоязычных читателей. Выступает экспертом на англ.телевидении по его творчеству. Кстати, под реальной фамилией.


Он тот, кто открыл для русскоговорящих Мисиму. Этого вполне достаточно


Кто ж спорит... Не иначе - под реальной фамилией.


Не, уже как Акунин. Он бы лучше еще Мисиму понапереводил.


Что у Мисимы вы посоветовали бы для первого знакомства?


Не знаю. Вообще не воспринимаю всерьез эти исторические потуги при всем моем уважении к автору. Он сам то их всерьез влспринимает? Мне кажется, если бы воспринимал - издавал бы под настоящей фамилией.


Я думаю, тут чисто маркетинговый резон: на фамилию Акунин среагирует гораздо больше людей, чем на фамилию Чхартишвили.


Скорее всего - да.


Это не те люди. К настоящей его фамилии больше уважения


Наверное, да, но настоящая фамилия вряд ли помешала бы историкам точно так же разнести его работу в щепки.


Ну, Акунину-то плевать. Он сделал ставку на своего псевдочитателя, погубив при этом Чхартишвили


Прочитайте вступление к обоим томам - там автор в первом же абзаце честно пишет, что не претендует на роль мегаисторика. На этом месте знатоки истории вполне могут закончить знакомство с книгой. А для первого знакомства с предметом, полагаю, это вполне подходящий и увлекательный труд.


Крайне согласен. С самого начала оттолкнула аллюзия на труд многоуважаемого мною Каразмина. Как просто поменять два слова местами и примазаться к труду уважаемого историка :)


Вообще, я за критику, не взирая на авторитеты. Но здесь явно не тот случай. Карамзин действительно логичен и своему труду посвятил всю жизнь. А субъективен любой историк, от этого никуда не денешься


Историк, который пишет о завоевателе "это был злой и жестокий человек". Ха-ха.... Подобные детские оценки на уровне "этот хороший, а этот плохой" присутствуют у автора повсеместно.

В принципе согласна с автором рецензии, но не могу не вспомнить, что именно такими оценками вовсю пользовался в "Истории Англии" не абы кто, а сам Чарльз Диккенс - автор Акунину не чета. Правда, признаю, что гений-то Диккенс несомненный, но в литературе, а не истории. Да и история его - для детей.
Так что вопрос с плохими историческими персонажами остается открытым :-)


Подобная оценка очень показательна и абсолютно не приемлема для историка, который оперирует объективными категориями. Что значит "хорошо" и "плохо"? Есть "хорошо", что мне не нравится. Есть "плохо", что я готов поддержать. Крошка-сын к отцу пришел и спросила кроха "Что такое "хорошо" и что такое "плохо"? Что делать тем, кто в детстве никуда не ходил или кому отец ничего не объяснил?


Для историка - несомненно. Для писателя научно-популярной книги - вполне. Кем себя считает Акунин - честно, не знаю.


Акунина мы знаем как автора Фандорина. Вернее, это он и есть Фандорин. Воспользовавшись этим своим псевдонимом, он сам сделал выбор


Я недавно зашел к приятелю-историку на лекцию о проблеме исторической памяти, которую он читал девятиклассникам. И он их спрашивает: вот как вы воспринимаете Ивана Грозного и Петра Первого? Конечно, все сказали, что Грозного они плохо воспринимают, он же сына убил и вообще, хорошего царя Грозным не назовут, а Петр Первый поднял Россию с колен. После этого приятель детям говорит: смотрите, Иван Грозный сына убил в бытовой ссоре, случайно, - но он у вас плохой. А Петр Первый лично присутствовал при допросах и пытках собственного сына - но он у вас хороший.

Такая вот байка на тему относительности исторических оценок. :)


Я вот Вильгельма Завоевателя как-то привыкла воспринимать именно что "злым и жестоким". А недавно прочитала Зютмора и задумалась, а не стоит ли мне перевести Вильгельма в категорию "начальник, не подходящий к внутреннему климату коллектива". И это только об Англии - в Нормандии он очень даже подходил :-)


Что вы сказали бы о книге Чхартишвили "Писатель и самоубийство"?


Серьезный труд, который продемонстрировал тягу Чхартишвили к исследовательской работе и дурно повлиял на Акунина


Вы имеете в виду - дурно повлиял на Акунина-беллетриста? Каким образом?


Акунин возомнил себя Чхартишвили