Больше рецензий

28 марта 2024 г. 13:55

72

5 Открытие года и настоятельная рекомендация

Многослойный роман, в котором переплетены история, приключения, психология, ирония, философия, драма, легенды и фокусы.

Когда читать: если начнёте читать в транспорте, рискуете проехать остановку, а если на ночь глядя - не уснуть до утра. Но это того стоит. Есть ЛГБТ-линия, это важная часть истории, сделана она добротно. Обратите внимание: стиль у Шейбона многословный, с тоннами подробностей.

Время чтения: 16 часов.

Сюжет. Йозеф Кавалер бежит в Нью-Йорк из оккупированной фашистами Чехии. Вместе с кузеном Сэмом Клеем он придумывает супергероя - Эскаписта, с которым они вступают в золотой век комиксов, войну с Гитлером и с самими собой.

Язык. Стиль Шейбона - моя новая любовь. Точно, свободно, детально, со сложным синтаксисом, разнообразной лексикой. Высокий темп, чёткая картинка и полная кинематографичность.

Мир. 1939-1954 годы. Нью-Йорк описан вплоть до балки снесенного таунхауса, и все в нем бурлит, дышит и вертится, как и обитатели этого города, которые  ищут путь к большим деньгам. Немного Праги, немного Антарктиды. Каждая деталь имеет предыстория и это высший класс.

Майкл Шейбон - моё удивление. Почему я раньше о нем не слышала? Потрясающий (это не только заголовок) во всех отношениях роман. Тон повествования местами драматический, местами ироничный, с постоянными отступлениями от основной линии, углублениями в биографию персонажей и мельчайшими деталями. Обычно длинные перечисления в текстах не жалуют, но здесь они задают ритм и в то же время рисуют образ ярче, чем можно увидеть на фотографии. Даже не знаю, что меня радовало и удивляло больше: отсылки к Восточной Европе или ультратонкие метафоры, которые никогда не изобрести мне самой.

Приключения героев, совершившиеся и воображаемые, - это не приключения в привычном смысле. Самое важное в жизни Кавалера и Клея происходит внутри них: бегство, спасение, озарение, надежда на будущее, привязанность, утрата, опустошение, снова спасение, воскрешение.

Кавалер и Клей вымышленные, но  их история так ловко вплетена в реальную жизнь, что примерно на трети книги я пошла гуглить прототипы. Гугл мне ничего не ответил, но предположу, что это собирательные образы комиксистов тех лет. В тексте есть и персонажи-камео - знатоки порадуются. Роман наполнен любовью к комиксам, к творчеству и в то же время в нем прослеживается антифашисткая позиция и драма еврейского народа на фоне войны.

Отдельно про комиксы. Культурный пласт, который и нынче кормит Голливуд, открылся для меня с новой стороны. Герои проходят путь от идеи до забвения, петляют между материальным интересами, юридическими вопросами, любовью к детищу и отдалением от него. Это и философия творчества и его быт, и способ выживания, и отдушина, средство борьбы и её способ.

Хотя история иногда уходит в бытовизм, начало романа (история про побег из Праги) и одна из его частей (про Антарктиду) выбивают из реалистичного и отправляют в трудно вообразимое, как фокусы, которым позавидовать бы сам Гудини. Финал же вполне голливудский, и поэтому мне странно, что до сих пор нет экранизации.

Шейбон встраивает, хотя скорее инкрустирует, выдуманное в реальное, и создаёт символы и надстройки, которые усиливают сюжет на разных уровнях. Гудини - реальный человек, легенда, Голем - миф, Эскапист - их смесь, которую изобрели Кавалер и Клей. Двое из них нужны Йозефу Кавалера, что создать возможности для бегства, третий, чтобы остаться. И таких слоев у романа несколько. Проводить раскопки чуть ли не увлекательное, чем читать. У Шейбона все переплетено, и это очаровывает и вдохновляет. Пока одни авторы шинкуют сюжет на бесчисленные полосочки драматических событий, как капусту для закваски, Шейбон рисует словами огромное полотно событий вроде виммельбуха, но для взрослых. Хотела бы я так уметь.

Вдохновляющий автор, глубокий многослойный роман, не утягивающий в философию, но погружающий в смыслы, символы и грани жизни. Если любите первоклассный текст, если любите комиксы или никогда не брали их в руки, если вы человек творчества или бизнесмен, философ или прагматик - читайте. На самом деле причин прочитать намного больше - найдите свою.