Больше рецензий

RinaCappuccino

Эксперт

по занудству и книжной магии

27 марта 2024 г. 01:29

234

4 большое видится на расстоянии

вообще тут максимально сложно что-то написать. и дабы не быть теми потребителями, кому в «Цветах для Элджернона» кошмарно много ошибок, надо менять угол зрения на книгу. а это непривычно, неприятно и вообще вот это вот всё..

кстати, потребительство и есть одна из основных тем «Американского психопата». В книге, которая вышла в 1991г., Брет Истон Эллис достаточно точно описывает современное общество. Если вам нужна чисто жестокая графичная кровища, о да, она тут есть, но не так много, хотя и достаточно.

Главный герой — Патрик Бэйтмен — психопат с Уолл-стрит. Правда, чем именно он там занимается, со страниц книги мы не поймем, но чем занимаются люди на Уолл-стрит? да ещё так, что есть своя секретарша?

С самой первой страницы бросается в глаза чванливость и дотошность Бейтмена. Он рассуждает о музыке, о брендах, о потребительстве. И этому иногда даже посвящены целые главы с поверхностными суждениями и своеобразным самоутверждением за счёт критики. Сверху это все приправлено нецензурной бранью, токсичной маскулинностью, прям даже женоненавистничеством, наркотиками, распространением СПИДа, расизмом, гомофобией и сотнями отсылок на «Отверженных» Виктора Гюго о социальном неравенстве и классовой напряженности. Я не шучу, если Бейтмен куда-то едет, с большей долей вероятности в замыленное окно такси он обязательно увидит рекламу мюзикла и, может быть, какого-нибудь бездомного с картонкой «я потерял работу. у меня нет денег. мне нечего есть. помогите, пожалуйста»

Бейтмен и его коллеги самоутверждаются за счёт бедных, выставляют себя лучше, роскошнее, привлекательнее. Все вокруг (и даже те же самые коллеги) должны знать, насколько Патрик умён, красив и чрезвычайно прогрессивен. Поэтому встречайте длинную-длинную речь про внутреннюю и внешнюю политику США, про гонку вооружений, про доступность высшего образования, про экономику и социальные вопросы. А все отвлекаются на щербет и суши, потому что никто не может поддержать разговор. То есть, это всё показывает поверхностность современного общества. Хотя и Бейтмен такой же, он говорит об этом, чтобы все эти «ничтожества» им восхищались. А когда его окружение этого не делает, злость Патрика растет.

Глава «Утро» (а она вторая) отдельно вынесла меня в стратосферу, потому что прорываться через неё было максимально тяжело. Это 7(!) страниц брендового показушничества во всем, строго регламентированная повседневная рутина, чтобы выглядеть идеальным в глазах общества. Он и его «друзья» на полном серьёзе меряются визитками.

На фоне всего весьма скучного рассказа Патрик и его коллеги сильно много пьют, употребляют наркотики, много спорят о совместном досуге, мол, было-не было, что красной нитью по всему повествованию ведёт линию ненадежного рассказчика. Ведь книга-то у нас от первого лица.

При этом вокруг всегда много женщин, за счёт которых эти ребята самоутверждаются, и иногда их даже не беспокоит менять их между собой. А иногда вся эта «дружная» компания друг друга вообще даже не слушает, потому что Патрик периодически прокидывает фразочки: «голова твоей соседки была у меня в морозильнике», «плакат, который я видел на станции метро той ночью, когда убил двоих чернокожих ребят». И НИКТО не реагирует)

Патрик, не найдя себя и свое место в этом выверено-картонном мире, обращается к самой гадкой и мерзкой идее — к насилию, к убийству другого человека. Сцены, как я и писала раньше, очень графичные, насыщенные подробностями, даже канибализм присутствует. И всё это по отношению к людям «недостойным» — бездомные, проститутки…

Но на самом деле, книга не про убийства. Она высмеивает токсичную маскулинность, попытки людей быть выше других. Патрик Бейтмен при всех своих рассказанных нечеловеческих преступлениях — ничтожный человек без внутреннего стержня, не осознающий собственное я и пытающийся создать его идеальным в глазах общества.

В общем, чтобы читать Американского психопата надо уметь читать книги, анализировать их многослойность, как у блинного торта, и осознавать общество, в котором мы находимся. Да и тот самый сигма-самец в исполнении Кристиана Бейла (не уверена, можно ли назвать это мемом, хотя это он и есть) становится намного забавнее, потому что это кадры из Американского психопата. Понимаете, о чем я? Популярен среди коллег, успешен у женщин, независим, ухаживает за собой, чистоплотен, тренируется, имеет вкус в одежде — образцовый сигма. Но, черт побери, это пустая оболочка, как и у многих, кто гонится за картинкой в глазах общества.

Всё то, что я здесь описала, — взгляд сквозь призму со стороны, ведь большое видится на расстоянии. Этого нет в книге, это между её строк. Если бы я описывала именно текст, отзыв выглядел бы примерно так: скука бренды скука рестораны бренды еда наркотики скука шмотки бухло жесть и так по кругу почти 470 страниц.

Книга гениальна, но она не для всех. У неё никогда не будет заслуженного рейтинга. И я понимаю, почему её отнесли к «классике». Мне понравилась идея, но я безумно устала её читать.